Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения: учебная клинико – диагностическая лаборатория АМК

Мотивация темы: Исследование белой крови входит в общеклинический анализ. К данным методам относят количественное и качественное изучение форменных элементов: лейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы, которые имеют большое диагностическое значение. Лейкоцитоз может быть физиологическим или патологическим. Патологический лейкоцитоз характерен для воспалительных и инфекционных процессов, острых кровопотерь. При пониженной сопротивляемости организма, при облучении, вирусных заболеваниях, поражении костного мозга наблюдается уменьшение количества лейкоцитов (лейкопения).

Результаты лабораторных исследований зависят от правильности техники сбора биологического материала – крови, подлежащего исследованию, а так же от подготовки пациента к исследованию, которая обеспечивает достоверность результата исследования крови.

Цели занятия:

1. Закрепить знания, полученные в ходе самоподготовки по данной теме

2. Познакомиться с техникой исследования белой крови:

a. техникой взятия крови на лейкоциты

b. техникой взятия крови на общий анализ.

3. Отработать технику взятия крови на лейкоциты.

4. Научиться изготавливать мазок крови.

5. Закрепить умение по взятию крови на гемоглобин и определение его экспресс – методом по Сали.

6. Научиться давать клиническую оценку результатов исследования крови.

Исходный уровень знаний:

1.Колебание состава крови у здорового человека в течение суток.

2. Значение и функции крови.

3. Строение и функции клеток крови.

4. Изменение показателей белой крови при физиологических и патологических процессах.

5. Профилактика внутрибольничных инфекций при работе с кровью

6. Значение гематологических исследований в диагностике заболеваний в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии, педиатрии.

Студенты после изучения материала темы должны:

Знать:

1. Этапы общего клинического анализа крови.

2. Нормальные показатели клинического анализа крови взрослого человека.

3. Возможные отклонения от нормы при некоторых физиологических и патологических процессах

4. Правила подготовки пациента для исследования крови, правила сбора и хранения биоматериала

5. Правила инфекционной безопасности при работе с кровью. Соблюдение санитарно – противоэпидемического режима во время и по окончании работы с кровью.

6. Методы исследования красной и белой крови, входящие в общий анализ крови.

7. Медицинскую лабораторную терминологию

Уметь:

1) Готовить пациента к исследованию крови

2) Выписывать направление на гематологические исследования

3) Организовывать рабочее место для взятия крови на лейкоциты и общий анализ крови

4) Делать прокол пальца, изготавливать мазок крови для подсчета лейкоцитарной формулы.

5) Определять гемоглобин методом Сали

6) Давать клиническую оценку результатам исследований крови.

7) Соблюдать санитарно – противоэпидемический режим во время и по окончании работы с кровью.

Материальное оснащение занятия:

Оборудование Реактивы Стерильный материал
- Штатив для пробирок - Штатив Панченкова - Планшет с лунками - Пробирки центрифужные, химические - Пипетки на 5мл, 1мл - Гемометр Сали - Контейнер для отходов ваты, копьев - Почкообразный тазик - Вата техническая - Резиновые груши - Камера Горяева - Пипетка Сали -Автоматический счетчик - чашка Петри - Шлифованное стекло - 5% р-р лимоннокислого натрия (стерильный) - 0,9% р-р хлорида натрия - 0,1н р-р соляной кислоты - дистиллированная вода - 3% р-р уксусной кислоты - 70% спирт - 6% р-р перекиси водорода - Дезинфицирующий раствор - Вата, пинцет -Капилляры Панченкова - Скарификаторы - Предметные стекла - Стерильные перчатки

Аптечка первой помощи: 3% р-р перекиси водорода, 5-10% р-р нашатырного спирта, лейкопластырь бактерицидный, 5% р-р йода, вата, бинт.


План самостоятельной работы студента:

1. Знакомство с техникой взятия крови на общий анализ.

2. Изучить стенд «Клетки крови», схему гемопоэза.

3. Выписать направление пациенту для исследования крови.

2. Подготовить рабочее место для взятия крови на общий анализ.

3. Рабочее место разделить на 3 функциональные зоны – чистую (стерильную), рабочую и грязную.

4. Подготовить штатив с центрифужными пробирками:

1 – для капилляра Панченкова

2 – для взятия крови на гемоглобин – для стеклянной палочки

3 – для взятия крови на лейкоциты – с 0,4 мл 3% уксусной кислоты

4 – для промывания пипетки Сали – с физиологическим раствором

5. В пробирку гемометра Сали внести глазной пипеткой 0,1н р-р соляной кислоты до метки 2 г%

6. Подготовить чашку Петри со шлифованным стеклом, резиновую грушу, почкообразный тазик, планшетку с лунками, ветошь

7. Надеть спец. одежду (колпак, маску, стерильные перчатки).

8. Подготовить стерильный материал.

9. Установить с пациентом доверительные отношения

10. Помочь пациенту занять удобное положение для взятия крови из пальца – положение сидя.

11. Обработать палец пациента 70% спиртом, затем осушить стельным ватным тампоном

12. Сделать прокол пальца стерильным скарификатором на глубину 2-3мм, убрать первую каплю крови стерильным тампоном.

13. Выдавить следующую каплю крови

14. Стерильным предметным стеклом прикоснуться к куполу капли крови

15. Каплю крови с помощью шлифованного стекла распределить по предметному, выложить на чашку Петри, подсушить

16. Капилляром Панченкова взять кровь из пальца и внести в лунку планшетки.

17. Использованный капилляр сбросить в дез раствор.

18. Палец пациента обработать стерильным сухим ватным тампоном.

19. Взять кровь на гемоглобин: пипеткой Сали 0,02мл крови из лунки планшетки с помощью резиновой груши, внести в пробирку гемометра Сали с 0,1н р-ром соляной кислоты, перемешать кровь с соляной кислотой, пипетку Сали 3 раза ополоснуть р-ром, перемешать.

20. Пробирку с р-ром установить в гемометре Сали на 5 минут.

21. Пипетку Сали промыть физиологическим раствором, продуть, обтерев носик пипетки технической ватой

22. Из лунки пипеткой Сали взять кровь на лейкоциты и внести в пробирку с 0,4 мл 3% уксусной кислоты, пипетку ополоснуть в р-ре 3 раза, перемешать.

23. Промыть пипетку Сали физиологическим раствором, поместить в сухую пробирку.

24. Через 5 минут содержимое пробирки гемометра развести дистиллированной водой до цвета стандартных растворов. Сравнение производить в проходящем свете, перемешивая стеклянной палочкой.

25. Результат гемоглобина отметить в г%, а затем перевести в г/л

26. Оценить результаты исследования крови: гемоглобин, мазок крови.

27. Познакомиться с техникой подсчета лейкоцитов в жидкой крови.

28. Познакомиться с методикой подсчета лейкоцитарной формулы.

29. Обработать рабочее место дез р-ром.

30. Обработать посуду.

31. Обработать перчатки дезинфицирующим раствором, сбросить в дезинфицирующий р-р.

32. Оформить результаты исследования в дневник в бланке

33. Дать клиническую оценку результатов исследования

34. Выписать в дневнике возможные ошибки в ходе взятия крови и подготовке пациента к исследованию.

35. Решить ситуационные задачи на расчет абсолютного количества лейкоцитов в крови, расчет цветового показателя, на клиническую оценку результатов общего анализа крови.

36. Сдать дневники на проверку преподавателю

37. Ответить на контрольные вопросы

38. Выполнить тестовые задания по данной теме

39. Решить ситуационные задачи.

40. Произвести окончательную обработку рабочего места, посуды (капилляров, отходов); сдать дежурному.

Контрольные вопросы.

1. Методы исследования белой крови.

2. Что обозначает термин «лейкоцитоз», «лейкопения»?

3. Когда наблюдается физиологический и патологический лейкоцитоз?

4. Каковы причины увеличения количества лейкоцитов?

5. Как изменяется количество лейкоцитов в крови при понижении сопротивляемости организма, при облучении, брюшном тифе, вирусном гриппе, малярии?

6. Разведение крови для подсчета лейкоцитов.

7. Какой жидкостью разводят кровь для подсчета лейкоцитов?

8. Нормальные показатели лейкоцитов в крови у мужчин и женщин.

9. Какое оборудование необходимо для приготовления мазков крови?

10. Что называется лейкоцитарной формулой?

11. 2 основных группы лейкоцитов по строению.

12. Состав краски Романовского, её назначение.

13. Какие клетки относятся к группе нейтрофилов, какие из них не встречаются в крови здорового человека?

14. Какие клетки относятся к агранулоцитам?

15. Условия микроскопии окрашенных мазков крови.

16. Показатели лейкоцитарной формулы в норме.

17. Диагностическое значение лейкоцитарной формулы.

18. При каких заболеваниях увеличивается количество эозинофилов?

19. Что обозначает термин «нейтрофилез»? Для каких заболеваний характерен нейтрофилез?

20. Что такое сдвиг лейкоцитарной формулы влево?

21. Какими терминами обозначается увеличение количества лимфоцитов, моноцитов.

22. Какие клетки белой крови наиболее часто встречаются в мазке крови?

23. Исследования, входящие в общий анализ крови.

24. В какое время следует брать кровь на клинический анализ

25. Диагностическое значение клинического анализа крови.

26. Какими изменениями белой крови характеризуются воспалительные процессы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: