Методические рекомендации по изучению дисциплины

1. При изучении раздела I «Сущность налогообложения, его основные принципы. Налоговое право как отрасль права» и его вводной темы 1 «Налогообложение: понятие, сущность, основные принципы» студент должен хорошо усвоить понятие и назначение налога. Должен познакомиться с историей развития налоговой системы в России и кратко представлять исторический путь развития налоговых системы стран мира. Следует также усвоить классификацию налогов по различным основаниям.

Основные положения темы:

Налоги - это один из признаков государства. Власть с древнейших времен нуждалась в средствах для своего содержания. Почти все государства существовали за счет грабительских войн с ближайшими соседями. Для своей защиты государство создавало регулярные армии, на содержание которых требовались постоянные и стабильные источники средств. С этой целью вводились налоги и сборы в виде регулярных податей.

Церковь также играла важную роль в жизни государства общества - формируется система обязательных церковных сборов. С течением времени эти сборы стали частью системы общегосударственных налогов. Налоги, собираемые для обеспечения нужд государственной власти, уже тогда содержали основные черты современной налоговой системы.

В основе налогообложения, прежде всего, лежат экономические и правовые процессы, связь между которыми напрямую зависит от политической ситуации, сложившейся в том или ином государстве. Точная формулировка понятия налога способствует определению круга прав и обязанностей всех субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.

Э. Селигман и Р. Струма в своей работе «Этюды по теории обложения» выделили семь ступеней понимания налога: 1) идея дара, 2) смиренная просьба государства у своего народа о поддержке, 3) идея помощи, оказываемая государству, 4) идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства, 5) развитие у плательщика налога чувства долга, обязанности, 6) идея принуждения со стороны государства, 7) идея определенной доли (оклада), установленной или исчисленной правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».

На всех этапах своего развития налог определялся по разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы; теорий происхождения и сущности государства, разработанных в данный период времени, и т.п.

В современном понятии налог имеет свое определение, но научная обоснованность и практическая значимость его по- прежнему различны.

В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» дается такое понятие налога - «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2). Таким образом, налог никак не отделялся от сбора и иных обязательных платежей. Такое определение налога не совсем отражало реальную его сущность, и приводило к бессистемным постоянным спорам налогоплательщиков и налоговых органов.

Конституционным Судом РФ неоднократно исследовались основные характеристики налога и, в своем стремлении выравнить баланс частных и публичных имущественных интересов, КС РФ в ряде постановлений сделал свои выводы в определении сущности налога.

В настоящее время налог имеет законодательное определение содержания налога. Согласно ст.8 Налогового Кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и (или) муниципального образования. Из данного определения можно выделить следующие основные признаки налога: 1) обязательность, 2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность, 3) денежный характер, 4) публичное назначение.

Функция налога - это проявление его сущности. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. К основным функциям налога относятся: 1) фискальная,2) распределительная, 3) контрольная, 4) регулирующая, 5) стимулирующая, 6) правовая, 7) социальная функция.

2. Глубокое и основательное изучение одной из главных тем курса налогового права (раздел I тема 2) Налоговое право как отрасль права“ является важной задачей студентов, поскольку, не разобравшись в вопросах о понятии, предмете и системе отрасли налогового права, невозможно уяснить отдельные налогово-правовые институты, взаимосвязь между ними. Эти вопросы имеют исходное значение и дают ключ к правильному пониманию сущности всей отрасли права в целом. Надо четко уяснить, какая группа норм права объединяется данной отраслью права, их основные общие признаки, понять, что лежит в основе отграничения налогового права от других отраслей права. Необходимой предпосылкой правильного усвоения указанных вопросов является знание положений общей теории права: о понятии права, нормах права, правоотношениях, основных принципах построения системы права, Студентам, которые слабо ориентируются в таких вопросах, настоятельно рекомендуется вернуться к их изучению.

В процессе изучения данной темы студент должен представлять предмет дисциплины, уметь разграничивать предмет налогового права и предметы таких отраслей права, как финансовое, гражданское, административное, конституционное При изучении методов налогового права следует обратить внимание на специфику налоговых правоотношений Следует познакомиться с основными нормативно-правовыми документами, являющимися источниками налогового права, обязательно: Налоговым кодексом РФ.

Основные положения темы:

Современное налоговое право является подотраслью финансового права России. Наиболее распространенной считается позиция ученых, согласно которой налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введе­нии и взимании налогов. Субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности, вступая в налоговые правоотношения.

Налоговые правоотношения - это общественные отношения, возникающие на основе реализации норм налогового права. Субъектами налоговых правоотношений выступают лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями налоговых обязанностей и прав.

Предметом налогового права является совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, заключается в том, что они складываются в финансовой сфере жизни общества.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний: императивный, командно-волевой. В настоящее время актуальным становится метод диспозитивности, посредством которого государство ищет компромисс между государственными и частными интересами.

Система налогового права - это определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы. Во множестве налогово-правовых норм возникают коллизии или разночтения, но в целом они образуют единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями.

Налоговое право входит в систему финансового права, об этом свидетельствует и частичное совпадение границ предмета правового регулирования. В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансовыми институтами.

Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным правом. В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только с 1993 г. Конституционное право влияет на налоговое право с помощью специфического метода - установления общих правовых принципов. Налоговые правоотношения тесно связаны с гражданскими правоотношениями. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования - имущественные отношения. Критерием разграничения гражданского и налогового права служит различный метод правового регулирования. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. Налоговое право связано также с уголовным правом. Квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в системе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права.

Источники налогового права - это конкретные внешние формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение

3. В результате ознакомления с основными положениями раздела II «Налоговая система РФ. Налоговые органы в РФ: организация и принципы деятельности. Организация налогового контроля в РФ» и егоосновной темы 3 «Налоговая система Российской Федерации» студент должен хорошо уяснить структуру налогов и сборов РФ. Следует запомнить принципы организации налоговой системы в РФ, хорошо представлять права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Внимательно изучить основные условия возникновения обязанности по уплате налогов.

Основные положения темы:

Основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации можно сформулировать следующим образом.

1) Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев

3) Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав

4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в час­тности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5) Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим кодексом.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом.

6) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы.

Налог, с одной стороны, представляет собой целостный механизм, с другой стороны - состоит из элементов, определяемых действующим законодательством. В ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: 1) объект налогообложения. 2) налоговая база, 3) налоговый период. 4) налоговая ставка. 5) порядок исчисления налога, 6) порядок и сроки уплаты налога. Наличие всех элементов налога в налоговых законодательных актах является необходимой предпосылкой для возникновения обязательств по его уплате. В необходимых случаях в законодательных актах о налогах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования

При установлении сборов определяются их плательщики и эле­менты обложения применительно к конкретным сборам.

Обязанность по уплате налогов непосредственно связана с такими критериями, как «резидентство» и «территориальность».

Налогоплательщик - это особый правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность, уплачивать налоги. Основой налогового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов. Налоговое законодательство РФ связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обязательств, предусматривающих уплату конкретного налога.

4. При изучении темы 4 того же раздела II - «Налоговые органы в РФ: организация и принципы деятельности. Организация налогового контроля в РФ» у студента должно сформироваться представление о налоговых органах как о единой системе контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Основные положения темы:

Правовая основа деятельности налоговых органов состоит из федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При возникновении коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы НК РФ. Налоговым органам предоставлены широкие полномочия при осуществлении своей деятельности. Права и обязанности налоговых органов отражены в нормах статей 31 и 32 НК РФ. За все свои действия во взаимоотношениях с налогоплательщиками и другими субъектами налоговых правоотношений налоговые органы несут ответственность.

Для сравнения студенту следует ознакомиться с налоговыми системами экономически развитых стран мира.

5. В результате освоения учебного материала разделаIII «Налоговые правонарушения. Ответственность за нарушения налогового законодательства» и, в частности, темы 5 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» студент должен иметь исчерпывающее представление об основных квалифицирующих составах налогового правонарушения, их видах, о порядке привлечения виновных лиц к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах РФ и порядке обжалования действий (бездействия), ненормативных актов должностных лиц налоговых органов.

Основные положения темы:

Налоговая безопасность определяется как некоторое состояние налоговой системы, при которой обеспечивается непрерывное финансирование государства. Налоговая безопасность обеспечивается в рамках экономической безопасности страны. Нарушение законодательства о налогах и сборах представляют собой одну из главных угроз для экономической безопасности России.

В НК РФ впервые были сформулированы основные понятия, позволяющие квалифицировать налоговое правонарушение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Для привлечения к ответственности за налоговое правонарушение необходимо определить вину нарушителя, отметить обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность.

Налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу закреплены в Налоговом Кодексе РФ.

6.При усвоении тем 6,7 и 8 раздела IV «Правовое регулирование налогообложения в РФ. Система налогов РФ: федеральные, региональные, местные налоги. Налогообложение субъектов малого предпринимательства» Особенной части курса налогового права основной информационной базой для студента должны стать, в первую очередь, нормы второй части Налогового Кодекса РФ. В процессе изучения основных федеральных налогов и сборов необходимо ознакомиться с такими понятиями как субъект налога, объект налога (объект налогообложения), налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые вычеты, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога.

Основные положения тем:

Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося в уста­новлении закрытого перечня налогов. Налоговый кодекс РФ НК РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный. Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы. В бюджет РФ зачисляются только федеральные налоги, в региональные и местные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов.

Для каждого вида налога должны быть определены все элементы. НК РФ дает общее понятие основных элементов, в отдельных главах НК РФ приводится описание элементов налогообложения для данного вида налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

7. Информационной основой для изучения студентом темы 9 раздела Y «Реформа налоговой системы РФ. Налоговые системы зарубежных стран: виды, общая характеристика» кроме традиционно рекомендуемых учебников, должна стать научная литература, монографии, материалы периодической печати, статьи, выступления, публикации ученых, ведущих аналитиков в области налогообложения, практических работников, судей.

Основные положения темы:

Приоритетом налоговой политики на сегодняшний день является разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Кроме этого, необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

По прогнозам большинства аналитических центров, специализирующихся в области налоговой политики, основными направлениями реформирования налоговой системы в среднесрочный период будут являться:

• совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета);

• введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции;

• упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и при осуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;

• реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов в частности;

• совершенствование системы поимущественных налогов;

• пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов;

• совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов;

Генеральной целью совершенствования единой налоговой системы в России является создание благоприятных предпосылок для повышения эффективности экономики и укрепления доходной части бюджета на основе формирования справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

9. Завершающая тема 10 «Налоговые системы зарубежных стран: виды, общая характеристика» того же разделаявляется не менее важной в изучении курса налогового права. При ознакомлении с материалом данной темыу студента должно сформироваться четкое представление об основных направлениях международной налоговой политики государства.

Основные положения темы:

В современных условиях усиление интеграционных процессов, развитие межгосударственных гуманитарных контактов существенно увеличивают круг проблем, требующих разрешения на международной основе.

К их числу относятся и проблемы имеющие налоговую природу.

Развитие международного налогового права - основного регулятора налоговых отношений на межгосудар­ственном уровне - вызывает большой интерес в научном мире.

По мнению некоторых наших отечественных и зарубежных ученых, международное налоговое право является «подотраслью международного экономического права». По мнению же, большинства представителей научного сообщества, международное налоговое право охватывает все нормы национального и международного права, посредством которых регулируются вопросы налогообложения на межгосударственном уровне.

Международное налоговое право может быть определено как особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения. Формы международного налогового сотрудничества определяются государствами самостоятельно. Как показывает практика, оно осуществляется либо на основе правил, предусмотренных национальными налоговыми законами, либо в силу специальных положений в налоговых соглашениях.

Для Российской Федерации значение международного сотрудничества по фискальным вопросам особенно усилилось в связи с распадом СССР, когда в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами, начались процессы формирования национального налогового законодательства, собственных финансовых органов.

Анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большую актуальность с точки зрения повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, т.к. налоги определяют развитие международной торговли, инвестиционную деятельность, осуществление международных связей.

Налогообложение как объект межгосударственного регулирования - явление сравнительно молодое. В последнее время оно играет все возрастающую роль в функционировании современной системы международных экономических отношений. Но самой основной проблемой международного налогообложения было и остается проблема двойного налогообложения. Устранение двойного налогообложения - самостоятельный и весьма важный объект международно-правового регулирования, в конечном итоге речь идет о регулировании определенной части, сектора международных экономических отношений.

Другой не менее важный блок отношений, связанных с международным налогообложением - это отношения с участием физических и юридических лиц. К данной категории субъектов в налоговом праве применяется понятие «резидентства».

Каждым государством, самостоятельно, во внутреннем национальном законодательстве определяется круг своих резидентов. Например, в Германии, Италии, Испании, Португалии, Швеции, Норвегии и Дании для приобретения статуса резидента необходимо проживание на территории страны в течение более чем шести месяцев в каждом календарном году.

Франция связывает определение статуса физических лиц и сфере налогообложения с критериями гражданства и фактического проживания, а также места нахождения имущества, подобный критерий частично применяется также в налоговом законодательстве Великобритании.

Что же касается юридических лиц, то, например, по законодательству Великобритании компанией-резидентом считается любое корпоративное образование, деятельность которого управляется и контролируется из Великобритании. Италия рассматривает в качестве своих резидентов любых юридических лиц, имеющих на территории Италии зарегистрированный центральный орган, место фактического руководства или осуществляющих основную деятельность в этой стране. А, к примеру, налоговое право США подразделяет юридических лиц на местные и иностранные компании. Местная компания определяется на основании принципа инкорпорации, в соответствии с которым резидентом Соединенных Штатов является любое корпоративное лицо, образованное по законам одного из пятидесяти американских штатов или по федеральным законам США. Аналогичные правила содержатся в законодательстве Швейцарии. Юридические и физические лица не обладают суверенитетом, а, напротив, находятся под верховенством государства, подчиняются его власти и действию его законов. Налоговое право Франции обязывает компании-резиденты платить налоги с доходов от деятельности, осуществляемой во Франции, а также с доходов, обложение которых закреплено за Францией в силу международных соглашений об устранении двойного налогообложения. А компании-нерезиденты подлежат налогообложению с доходов только в случае их получения на территории страны.

Основное содержание как национальных, так и международных налоговых правоотношений - одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Однако отличительной особенностью отношений с участием физических и юридических лиц, входящих в предмет международного налогового права, является то, что они возникают в международной сфере. Например, после смерти датского гражданина или лица, постоянно проживающего на территории Дании, осталось имущество на ее территории. Наследниками признаны датские граждане, проживающие в Дании. Это имущество подлежит обложению налогом на наследство. Возникающие в данном случае фискальные обязательства не выходят за пределы одного государства и регулируются внутренним налоговым правом Дании.

Таким образом, сказанное позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, функционирование международного налогового права невозможно без реализации основных принципов международного права, составляющих фундамент всей системы международных отношений, без применения положений права договоров к праву международных организаций.

Во-вторых, международное налоговое право не может не обращаться к налоговым нормам национальных правовых систем. Это может быть вызвано и возникновением ситуаций, не урегулированных международной договорной практикой; и, например, тем, что налогоплательщик может отказаться от льгот, предусмотренных соглашением, если он предпочитает распространение на него внутренних норм; а также тем, что, национально-государственные рамки налоговой политики практически постоянно перекрываются хозяйственными международными связями и фактор национального контроля за налогообложением остается доминирующим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: