Математические связи между исходными точками цифровых моделей описываются линейными либо нелинейными (степенными) зависимостями. В первом случае связь между смежными точками модели описывается уравнениями плоскостей, проходящими через каждые три
смежные точки модели, во втором — криволинейными поверхностями разного порядка, и, таким образом, рельеф местности задается либо множеством пересекающихся между собой плоскостей, либо поверхностей различной кривизны.
Решение наиболее актуальной задачи при математическом моделировании рельефа и инженерно-геологического строения местности заключается в определении высот точек местности, а также уровней грунтовых вод и соответствующих геологических напластований в пикетных и плюсовых точках по оси запроектированных вариантов трассы и на поперечниках.
Подавляющее число регулярных и нерегулярных ЦММ предполагают при последующем математическом моделировании линейную интерполяцию высот между смежными точками модели.
|
|
Задача определения высот точек трассы, уровней грунтовых вод и поверхностей геологических напластований сводится к нахождению в каждом случае тех трех смежных исходных точек модели, между которыми попадет соответствующая искомая точка трассы, в нахождении коэффициентов уравнения плоскости, проходящей через эти три точки, и наконец, в определении по полученному уравнению искомой высоты (рис. 5.4).
Если искомая точка трассы (например^ПК 20) попадает между смежными исходными точками ЦММ с номерами/, к и /, то уравнение искомой плоскости в общем виде может быть представлено:
Я = АХ + ВУ + С. (5.7)
В уравнении (5.7) известны проектные координаты Хи V точки трассы (например, ПК 20), высоту которой нужно определить, но не известны коэффициенты А, В и С уравнения плоскости, проходящей через исходные точки у, к и / цифровой модели.
Если в уравнение (5.7) подставить известные координаты трех исходных точек цифровой модели, то получим три уравнения, в которых не известны только три коэффициента А, В и С:
Щ = Аху + Вуу + С;
Нк = Ахк + Вуь + С; (5.8)
Я, = Ах\ + Ву\ + С.
Система уравнений (5.8) решается в матричной форме или методом «прогонки», в результате чего определяют неизвестные коэффициенты Л, В и С уравнения (5.7), подставив в которое проектные координаты X и У искомой точки трассы, определяют ее высоту Я.
Наиболее универсальными являются статистические ЦММ (5.6), математическая реализация которых заключается в использовании метода
Рис. 5.4. Линейное математическое Рис. 5.5. Математическое моделирование