Клотоидная трасса. Типы закруглений клотоидной трассы


Представленные на рис. 24.2 закругления традиционной трассы аэто-мобильных дорог являются «жесткими» типами закруглений, поскольку при заданных величинах угла поворота 0 и радиуса К получают единст­венное положение трассы на местности, изменить которое можно только изменив соответственно угол или радиус.

На современном этапе к трассе автомобильных дорог предъявляется ряд обязательных требований (обеспечение зрительной плавности и яс­ности, гармоничное вписывание полотна дороги в окружающий ланд­шафт, обеспечение наилучших уровней удобства и безопасности движе­ния), реализация которых методами традиционного трассирования прак­тически невозможна.

Поэтому-при проектировании авто­мобильных дорог как в РФ, так и за рубе­жом стали широко применять как само­стоятельные элементы трассы переход­ные кривые типа клотоиды, линейный за­кон изменения кривизны которой по ее длине наилучшим образом отвечает ус­ловиям движения по ней автомобилей с постоянными скоростями. В параметри­ческом виде уравнение клотоиды имеет вид (рис. 24.10):

А2 = КЬ,

Рис. 24.10. Изменение кривизны по длине клотоиды: а — схема клотоиды: 1 — клотоида; 2 — отрезок клотоиды; б — диаграмма кривизны

(24.11)

где А — параметр клотоиды, м; К — радиус клотоиды в точке на расстоянии Ь от ее начала.


Рис 24.11. Типы закруглений клотоидной трассы:

а — биклотоида; б — бнклотоида с круговой вставкой; в — коробовая (составная) клотоида; г — комбинированное закругление

Радиус кривизны клотоиды меняется по линейному закону от К = «> при Ь = О до К = 0 при Ь = оо. Теоретически клотоиду для использования ее как элемента трассы автомобильной дороги можно оборвать в любой ее точке, при этом клотоида длиною Ь = Ь\ будет иметь радиус в конечной точке К = Як!, а клотоида длиною Ь = Ь2 будет иметь радиус в конечной точке К = К^ причем Кк\ > К&. Часть переходной кривой, лежащую между точками ДК1 и /?к2, также можно использовать как самостоятельный эле­мент трассирования, это — отрезок клотоиды (см. рис. 24.10).

Клотоидной трассой автомобильной дороги называют трассу, пред­ставленную сопряженными между собой в точках с одинаковой кривиз­ной, соизмеримыми по длине самостоятельными элементами: клотоида­ми, отрезками клотоид, круговыми кривыми и прямыми.

Точки сопряжения отдельных элементов трассы между собой называ­ют главными точками трассы.

По сравнению с обычной трассой для клотоидной характерно нали­чие большего числа типов закруглений (рис. 24.11):

биклотоида (симметричная при Л] = А2\ несимметричная при Л] 2) (рис. 24.11, а);

биклотоида с круговой вставкой (симметричная при А \ = А2\ несим­метричная при А\ * А2) (рис. 24.11, б);

коробовая или составная клотоида (рис. 24.11, в);

комбинированное закругление (рис. 24.11, г).

По сравнению с «жесткими» закруглениями традиционной трассы за­кругления клотоидной трассы являются исключительно «гибкими», по­скольку при одних и тех же значениях угла поворота 9 и радиуса К в точ­ках сопряжения, меняя соотношения параметров А смежных клотоид


можно деформировать закругление в плане, наилучшим образом приспо­сабливая его к ситуационным особен­ностям и рельефу местности.

Однако следует иметь в виду, что
биклотоиду и коробовую клотоиду
Рис.24.12. Представление целесообразно использовать лишь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: