double arrow

Тангенциального хода по касательным при относительно больших значени-


к главным точкам клотоидной трассы: ЯХ параметров смежных КЛОТОИД И ра-
О — главная точка ДИуСОВ В ТОЧКЭХ СОПрЯЖвНИЯ, ПО-

СКОЛЬКУ при малых их значениях вблизи точек сопряжения возникает несоответствие траектории автомо­биля и плана трассы, тем большее, чем больше скорость движения и чем меньше радиус кривой в точке сопряжения смежных клотоид. Закругле­ния типа биклотоиды с круговой вставкой или комбинированного закруг­ления таким недостатком не страдают.

Вынос клотоидной трассы в натуру при изысканиях и строительстве автомобильных дорог проще всего производить от тангенциального хода, касательного к главным точкам клотоидной трассы — точкам сопряже­ния элементов (рис. 24.12).

В САПР-АД предусмотрен также случай выноса клотоидной трассы в натуру от произвольного магистрального хода методами прямоугольных координат, полярных координат и способом засечек. Аналитический рас­чет трассы на компьютере при этом уже является обязательным.

СЕРПАНТИНЫ

При проектировании автомобильных дорог в горной местности с це­лью смягчения больших продольных уклонов на затяжных участках кру­тых склонов в некоторых случаях приходится развивать трассу, представ­ляя ее зигзагообразной линией с острыми углами поворота. В таких слу­чаях предусматривают сложные закругления с внешней стороны острых углов, называемые серпантинами (рис. 24.13).

Серпантины состоят из основной кривой К, огибающей с внешней стороны центральный угол у, двух вспомогательных кривых (как прави­ло, обратных) Ко и вставками между основной кривой и вспомогательны­ми т, необходимыми для размещения переходных кривых (если таковые нужны), отгонов виражей и уширений проезжей части.

Для устройства серпантин выбирают наиболее пологие, устойчивые участки местности. Проектирование серпантин заключается в назначе­нии таких значений ее элементов, при которых обеспечивается размеще­ние на местности земляного полотна со всеми его элементами с обеспече-


б)

Рис. 24.13. Серпантины:

а — симметричная первого рода; б —- несимметричная второго рода

нием по возможности минимальных объемов строительных работ. Очер­тание серпантин обязательно приспосабливают к рельефу местности, стремясь, тем не менее, назначать возможно больший радиус основной кривой. Поэтому иногда устраивают не только серпантины со вспомога­тельными кривыми с выпуклостью во внутрь закругления (рис. 24.13, а) серпантины первого рода, но и с выпуклостью в одну сторону (рис. 24.13, б) — серпантины второго рода.

При расчетах элементов серпантин задаются радиусом основной Л и вспомогательных кривых г, длиной вставки т и в результате находят углы вспомогательных кривых Р, тангенс вспомогательной кривой Т и полную длину серпантины 5.

Углы вспомогательных кривых

Р = агс*Е-А_ <24Л2)

Т + т

Тангенс вспомогательной кривой


(24.13)
Т = -

■Цт2-Щг + К)-т).

2г + г Длины основной К и вспомогательной кривой Ко:

У

(24.14)
к = к-

к0=я^

180° 180°

Полная длина серпантины

8 = 2(К0 + т) + К. (24.15)

Серпантины часто характеризуются применением кривых минималь­ных радиусов К = 15 н-30 м, большими углами поворота трассы и сильным ее удлинением, что приводит к существенному снижению скоростей и безопасности движения. Поэтому, как правило, является более пред-


почтительным тот вариант трассы, который имеет по возможности мень­шее число серпантин.

Детально серпантины проектируют по крупномасштабным топогра­фическим планам, размещая все элементы в соответствии с особенностя­ми рельефа местности. Наивыгоднейшее расположение и форму устанав­ливают в результате вариантной проработки.


Сейчас читают про: