Щебень, втрамбованный в грунт; 7 — керамическая или асбоцементная труба диаметром

15—20 см; 8 — кривая депрессии; 9 — водоупор


При высоких уровнях грунтовых вод для их снижения под боковыми канавами (кюветами) устраивают подземный дренаж в виде уложенной в грунт дрены — трубы (гончарной, керамической или бетонной) (рис. 24.16, б) или с каменной (фильтрующей) засыпкой (рис. 24.16, а).

МАЛЫЕ МОСТЫ И ТРУБЫ

Малые мосты и трубы устраивают в местах пересечений автомобиль­ных дорог с логами, ручьями, оврагами и балками, по которым стекает вода от таяния снега и дождей. Количество малых водопропускных со­оружений на автомобильных дорогах зависит главным образом от рель­ефа местности и обычно лежит в пределах 1—2 сооружения на 1 км до­роги.

Малые мосты (длиной до 25 м) устраивают как правило на постоян­ных водотоках из унифицированных сборных железобетонных конструк­ций заводского изготовления (рис. 24.17). В отличие от больших и сред­них мостов под малыми мостами размывов русел не допускают, поэтому их устраивают с обязательно укрепленными подмостовыми русла (сбор­ными железобетонными плитами или монолитным бетоном) и с капи­тальным укреплением подводящих и отводящих русел со стороны верх­него и нижнего бьефов.

Водопропускные трубы — основной вид малых искусственных со­оружений на дорогах (более 95%). Трубы на дорогах устраивают при лю­бых сочетаниях плана и продольного профиля, они не стесняют проез­жую часть и обочины и не требуют изменения типа дорожной одежды.

В современном дорожном строительстве наибольшее распростране­ние находят железобетонные круглые либо прямоугольные трубы из сборных элементов стандартных размеров заводского изготовления.


Рис. 24.17. Малый мост:

У — промежуточные опоры; 2 — береговые опоры; 3 — пролетные строения; 4 — укрепленные конуса; 5 — укрепленное подмостовое русло

Круглые трубы на автомобильных дорогах применяют со следующи­ми диаметрами отверстий: с1= 0,75; 1,0; 1,25; 1,50 и 2,0 м. Круглые трубы бывают одно-, двух- и трехочковые (рис. 24.18).




Рис. 24.18. Круглая одноочковая железобетонная труба: а — входной оголовок; б — продольный разрез

Рис. 24.19. Прямоугольная двухочковая железобетонная труба: а — входной оголовок; б — продольный разрез

Прямоугольные трубы, обычно применяют со следующими размера­ми отверстий: 2,0 х 2,0 м; 2,5 х 2,0 м; 3,0 х 2,5 м и 4,0 х 2,5 м. Прямо­угольные трубы бывают одно- и двухочковые (рис. 24.19).

Отверстия дорожных труб и малых мостов определяют по расчету, исходя из ожидаемых расходов и объемов стока с водосборов (обычно по­вторяемость 1 раз в 50 лет). С этой целью для каждого водопропускного сооружения по топографическим картам или материалам аэросъемок проводят водораздельную линию, оконтуривающую водосбор до замы­кающего створа (трассы автомобильной дороги) и определяют необходи-мые для гидрологических и гидравлических расчетов параметры — площадь водосбора, км2; Ь — длину лога, км; /—уклон водосбора; 1Л — уклон лога у сооружения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: