15—20 см; 8 — кривая депрессии; 9 — водоупор
При высоких уровнях грунтовых вод для их снижения под боковыми канавами (кюветами) устраивают подземный дренаж в виде уложенной в грунт дрены — трубы (гончарной, керамической или бетонной) (рис. 24.16, б) или с каменной (фильтрующей) засыпкой (рис. 24.16, а).
МАЛЫЕ МОСТЫ И ТРУБЫ
Малые мосты и трубы устраивают в местах пересечений автомобильных дорог с логами, ручьями, оврагами и балками, по которым стекает вода от таяния снега и дождей. Количество малых водопропускных сооружений на автомобильных дорогах зависит главным образом от рельефа местности и обычно лежит в пределах 1—2 сооружения на 1 км дороги.
Малые мосты (длиной до 25 м) устраивают как правило на постоянных водотоках из унифицированных сборных железобетонных конструкций заводского изготовления (рис. 24.17). В отличие от больших и средних мостов под малыми мостами размывов русел не допускают, поэтому их устраивают с обязательно укрепленными подмостовыми русла (сборными железобетонными плитами или монолитным бетоном) и с капитальным укреплением подводящих и отводящих русел со стороны верхнего и нижнего бьефов.
|
|
Водопропускные трубы — основной вид малых искусственных сооружений на дорогах (более 95%). Трубы на дорогах устраивают при любых сочетаниях плана и продольного профиля, они не стесняют проезжую часть и обочины и не требуют изменения типа дорожной одежды.
В современном дорожном строительстве наибольшее распространение находят железобетонные круглые либо прямоугольные трубы из сборных элементов стандартных размеров заводского изготовления.
Рис. 24.17. Малый мост: |
У — промежуточные опоры; 2 — береговые опоры; 3 — пролетные строения; 4 — укрепленные конуса; 5 — укрепленное подмостовое русло |
Круглые трубы на автомобильных дорогах применяют со следующими диаметрами отверстий: с1= 0,75; 1,0; 1,25; 1,50 и 2,0 м. Круглые трубы бывают одно-, двух- и трехочковые (рис. 24.18).
Рис. 24.18. Круглая одноочковая железобетонная труба: а — входной оголовок; б — продольный разрез |
Рис. 24.19. Прямоугольная двухочковая железобетонная труба: а — входной оголовок; б — продольный разрез
Прямоугольные трубы, обычно применяют со следующими размерами отверстий: 2,0 х 2,0 м; 2,5 х 2,0 м; 3,0 х 2,5 м и 4,0 х 2,5 м. Прямоугольные трубы бывают одно- и двухочковые (рис. 24.19).
Отверстия дорожных труб и малых мостов определяют по расчету, исходя из ожидаемых расходов и объемов стока с водосборов (обычно повторяемость 1 раз в 50 лет). С этой целью для каждого водопропускного сооружения по топографическим картам или материалам аэросъемок проводят водораздельную линию, оконтуривающую водосбор до замыкающего створа (трассы автомобильной дороги) и определяют необходи-мые для гидрологических и гидравлических расчетов параметры (Р — площадь водосбора, км2; Ь — длину лога, км; /—уклон водосбора; 1Л — уклон лога у сооружения).
|
|