Особенности современной технологии изысканий автомобильных дорог

Развивающийся в последние годы стремительный процесс совершен­ствования вычислительной техники предопределил качественное изме­нение как технологии проектно-изыскательских работ, так и методов проектирования. Системное автоматизированное проектирование пред­полагает обязательную многовариантность проработки основных инже­нерных решений (при автоматизированном проектировании рассматри­ваемое число вариантов на порядок больше по сравнению с традицион­ной технологией). Это прежде всего касается плана трассы, положения проектной линии продольного профиля, конструктивных элементов ав­томобильных дорог и т. д. Объем исходной изыскательской информации в связи с этим значительно возрастает и, учитывая сжатые сроки проекти­рования, эта информация не может быть получена традиционными мето­дами производства изыскательских работ с использованием морально ус­таревшего геодезического и инженерно-геологического оборудования.

При проработке на уровне САПР-АД большого числа возможных на­правлений трассы автомобильной дороги уже недостаточно информации, собираемой на узкой полосе вдоль априори принятого направления авто­мобильной дороги, а уже необходима информация на весьма широкой по­лосе варьирования, где могут пройти конкурирующие варианты трассы. Эта информация (топографическая, геологическая, почвенно-грунтовая, гидрогеологическая, гидрологическая и т. д.) не может быть получена в сжатые сроки при использовании традиционных методов наземных изысканий.

Технология и методы производства изыскательских работ на уровне САПР-АД получили широкое развитие в ряде развитых стран. В послед­ние годы в России по сути завершился процесс перестройки проект-но-изыскательского дела в соответствии с требованиями системного, ав­томатизированного проектирования автомобильных дорог и сооружений на них.


Отличительными особенностями производства изыскательских ра­бот при проектировании на уровне САПР-АД являются:

получение топографической и другой изыскательской информации в пределах полосы варьирования трассы, ширина которой может быть значительной (до 1/3 длины трассы) на ранних стадиях проектирования, когда рассматриваются принципиальные, конкурирующие направления будущей дороги;

широкое использование (до 40—60% от общего объема изыскатель­ских работ) аэрокосмических методов сбора информации о местности: аэросъемочных, аэрогеодезических, аэрогеологических, аэрогидрологи­ческих и т. д.;

применение методов наземной стереофотограмметрии (фототеодо­литных съемок);

использование в фотограмметрии электронной цифровой фотогра­фии и автоматизированных систем цифровой фотограмметрии (АСЦФ) для обработки стереопар (типа «РЬо1отосЬ>);

широкое применение методов электронной геодезии (т. е. использо­вание электронных тахеометров, регистрирующих нивелиров, светодаль-номеров, автоматически регистрирующих результаты измерений на маг­нитные носители информации в виде, пригодном для непосредственного ввода в память компьютера);

применение систем спутниковой навигации «ОР8» во всех видах изы­скательских работ (топографических, инженерно-геологических, гидро­логических, экономических и т. д.);

подготовка информации в виде, пригодном для оперативного исполь­зования при автоматизированном проектировании, т. е. получение циф­ровых (ЦММ) и математических (МММ) моделей местности на полосе варьирования трассы;

широкое применение геофизических методов при инженерно-геоло­гических обследованиях (электромагнитных, сейсмических, радиолока­ционных, геоакустических, магнитометрических, гравиметрических, ядерных и термометрических методов).

Перечисленные выше высокопроизводительные и точные методы сбора информации позволяют получать громадную по объему информа­цию для автоматизированного проектирования автомобильных дорог в сжатые сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: