Развивающийся в последние годы стремительный процесс совершенствования вычислительной техники предопределил качественное изменение как технологии проектно-изыскательских работ, так и методов проектирования. Системное автоматизированное проектирование предполагает обязательную многовариантность проработки основных инженерных решений (при автоматизированном проектировании рассматриваемое число вариантов на порядок больше по сравнению с традиционной технологией). Это прежде всего касается плана трассы, положения проектной линии продольного профиля, конструктивных элементов автомобильных дорог и т. д. Объем исходной изыскательской информации в связи с этим значительно возрастает и, учитывая сжатые сроки проектирования, эта информация не может быть получена традиционными методами производства изыскательских работ с использованием морально устаревшего геодезического и инженерно-геологического оборудования.
При проработке на уровне САПР-АД большого числа возможных направлений трассы автомобильной дороги уже недостаточно информации, собираемой на узкой полосе вдоль априори принятого направления автомобильной дороги, а уже необходима информация на весьма широкой полосе варьирования, где могут пройти конкурирующие варианты трассы. Эта информация (топографическая, геологическая, почвенно-грунтовая, гидрогеологическая, гидрологическая и т. д.) не может быть получена в сжатые сроки при использовании традиционных методов наземных изысканий.
|
|
Технология и методы производства изыскательских работ на уровне САПР-АД получили широкое развитие в ряде развитых стран. В последние годы в России по сути завершился процесс перестройки проект-но-изыскательского дела в соответствии с требованиями системного, автоматизированного проектирования автомобильных дорог и сооружений на них.
Отличительными особенностями производства изыскательских работ при проектировании на уровне САПР-АД являются:
получение топографической и другой изыскательской информации в пределах полосы варьирования трассы, ширина которой может быть значительной (до 1/3 длины трассы) на ранних стадиях проектирования, когда рассматриваются принципиальные, конкурирующие направления будущей дороги;
широкое использование (до 40—60% от общего объема изыскательских работ) аэрокосмических методов сбора информации о местности: аэросъемочных, аэрогеодезических, аэрогеологических, аэрогидрологических и т. д.;
применение методов наземной стереофотограмметрии (фототеодолитных съемок);
использование в фотограмметрии электронной цифровой фотографии и автоматизированных систем цифровой фотограмметрии (АСЦФ) для обработки стереопар (типа «РЬо1отосЬ>);
|
|
широкое применение методов электронной геодезии (т. е. использование электронных тахеометров, регистрирующих нивелиров, светодаль-номеров, автоматически регистрирующих результаты измерений на магнитные носители информации в виде, пригодном для непосредственного ввода в память компьютера);
применение систем спутниковой навигации «ОР8» во всех видах изыскательских работ (топографических, инженерно-геологических, гидрологических, экономических и т. д.);
подготовка информации в виде, пригодном для оперативного использования при автоматизированном проектировании, т. е. получение цифровых (ЦММ) и математических (МММ) моделей местности на полосе варьирования трассы;
широкое применение геофизических методов при инженерно-геологических обследованиях (электромагнитных, сейсмических, радиолокационных, геоакустических, магнитометрических, гравиметрических, ядерных и термометрических методов).
Перечисленные выше высокопроизводительные и точные методы сбора информации позволяют получать громадную по объему информацию для автоматизированного проектирования автомобильных дорог в сжатые сроки.