double arrow

И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕСТНОСТИ

Технология автоматизированного проектирования автомобильнь!х дорог представляет собой совокупность правил, определяющих действия инженерно-технического персонала по высококачественному решению проектной проблемы в фиксированные сроки и с минимальными затрата­ми при комплексном использовании всех компонентов обеспечения САПР-АД: методического, программного, информационного, техниче­ского и организационного.

Технология автоматизированного проектирования автомобильных дорог определяется рядом факторов, основные из которых следующие:

стадия проектирования (ТЭО- технико-экономическое обоснование; ИП — инженерный проект; РД — рабочая документация или РП — рабо­чий проект). Проектирование автомобильных дорог на разных стадиях различаются кругом решаемых экономических и проектных проблем; со­ставом, объемом и точностью исходной изыскательской информации; степенью детализации проектных проработок и их оценки по основным показателям; шириной полосы варьирования и, наконец, конечной целью проектирования. Характерными особенностями проектирования автомо­бильных дорог на разных стадиях являются постепенное сужение полосы поиска наилучшего положения трассы, возрастание точности исходной изыскательской информации (увеличение масштабов топографических планов, детализация ЦММ и т. д.) и возрастание детализации проектных проработок;

категория проектируемой дороги. С категорией дороги связаны пара­метры плана и продольного профиля, размеры земляного полотна, конст­рукции дорожных одежд и искусственных сооружений, требования по


обеспечению уровней удобства и безопасности движения, требования по охране окружающей среды и решение других экологических проблем;

административно-хозяйственное значение проектируемой дороги (дороги общегосударственного, республиканского, краевого и областно­го значения, курортные дороги, подъездные пути, городские и сельскохо­зяйственные дороги) имеет свои специфические особенности, что нахо­дит отражение в методах и технологии их проектирования;

природные условия района проектирования. На те или иные проект­ные решения оказывают существенное влияние: дорожно-климатическая зона района изысканий и проектирования дороги, категория рельефа, ин­женерно-геологические, гидрогеологические и почвенно-грунтовые и другие условия района проектирования;

вид, качество и объем исходной изыскательской информации для проектирования (материалы тахеометрических, фототеодолитных, аэро­фотосъемок, наземно-космических съемок, материалы инженерно-геоло­гических и инженерно-гидрологических обследований, данные экономи­ческих изысканий и т. д.). Все это во многом определяет различия в тех­нологии и методах автоматизированного проектирования и прежде всего, на начальных этапах проектного процесса при создании цифровых и ма­тематических моделей рельефа и геологического строения местности на полосе варьирования трассы;

вид проектируемого объекта и его размеры (протяженность). Круг ре­шаемых проектных задач, а также этапная последовательность оказыва­ются несколько различными при проектировании объектов нового строи­тельства, при разработке проекта реконструкции, при разработке проекта титульного мостового перехода и т. д. При этом проектирование новой автомобильной дороги принято рассматривать как частный случай ре­конструкции;

состояние средств обеспечения САПР-АД, находящихся в процессе непрерывного развития и совершенствования, влияют на соответствую­щие изменения технологии и методов автоматизированного проектиро­вания.

Таким образом, технология и методы автоматизированного проекти­рования автомобильных дорог в каждом конкретном случае определяют­ся множеством разнообразных факторов. Однако есть и общие черты ав­томатизированного проектирования, отличающие его от традиционного и присущие всем известным САПР-АД. Это прежде всего:

комплексная автоматизация сбора, регистрации и обработки данных изысканий и представление их в виде крупномасштабных топографиче­ских планов в координатах и ЦММ в той же системе координат на полосу варьирования конкурирующих вариантов трассы автомобильной дороги;


многовариантная проработка принципиальных направлений трассы (в рамка САПР-АД рассматривают, как правило, несколько десятков ва­риантов и подвариантов трассы) с получением исходных данных для про­ектирования по каждому варианту (черный продольный профиль, попе­речные профили земли, почвенно-грунтовые и инженерно-геологические разрезы, данные по размерам поверхностного стока, экономические по­казатели местности и т. д.) с использованием ЦММ и МММ;

автоматизированное проектирование с использованием систем при­кладных программ всех элементов автомобильной дороги (план трассы, варианты проектной линии продольного профиля, поперечные профили земляного полотна, варианты конструкции дорожных одежд, искусствен­ные сооружения, система дорожного водоотвода, транспортные развязки движения, обстановка и принадлежности дороги, здания и сооружения автотранспортной службы, подсчеты объемов строительных работ и т.д.);

системное использование средств автоматизации и вычислительной техники;

проектирование в интерактивном режиме (взаимодействие в ходе вы­работки проектных решений инженера-проектировщика и компьютера);

четкая этапность выполнения основных проектных процедур;

широкое использование методов математического моделирования (цифровое и математическое моделирование рельефа и инженерно-гео­логического строения местности, моделирование полотна автомобиль­ной дороги в трехмерном пространстве, моделирование стока ливневых и талых вод с малых водосборов, моделирование работы малых водопро­пускных труб и мостовых переходов, моделирование транспортных пото­ков и т. д.);

использование математических методов оптимизации проектных ре­шений (проектирование оптимального продольного профиля, оптималь­ных дорожных одежд, искусственных сооружений и т.д.);

многовариантная проработка тех элементов проектируемых дорог, для которых еще не созданы целевые функционалы и математический ап­парат аналитического поиска их экстремумов;

всесторонняя, глубокая оценка проектных решений по каждому из ва­риантов трассы и их соответствующая корректировка по многим крите­риям: объемы строительных работ, сметная стоимость, транспортно-экс-плуатационные расходы, приведенные затраты, стоимость отчуждения земель, затраты на зимнее содержание дороги, обеспечение видимости, оценка зрительной ясности и плавности трассы и вписывания ее в окру­жающий ландшафт, время сообщения, уровни удобства и безопасность движения, пропускная способность, степень загрязнения окружающей


среды транспортным шумом, тяжелыми окислами свинца, отработанны­ми маслами и т. д.;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: