Технология автоматизированного проектирования автомобильнь!х дорог представляет собой совокупность правил, определяющих действия инженерно-технического персонала по высококачественному решению проектной проблемы в фиксированные сроки и с минимальными затратами при комплексном использовании всех компонентов обеспечения САПР-АД: методического, программного, информационного, технического и организационного.
Технология автоматизированного проектирования автомобильных дорог определяется рядом факторов, основные из которых следующие:
стадия проектирования (ТЭО- технико-экономическое обоснование; ИП — инженерный проект; РД — рабочая документация или РП — рабочий проект). Проектирование автомобильных дорог на разных стадиях различаются кругом решаемых экономических и проектных проблем; составом, объемом и точностью исходной изыскательской информации; степенью детализации проектных проработок и их оценки по основным показателям; шириной полосы варьирования и, наконец, конечной целью проектирования. Характерными особенностями проектирования автомобильных дорог на разных стадиях являются постепенное сужение полосы поиска наилучшего положения трассы, возрастание точности исходной изыскательской информации (увеличение масштабов топографических планов, детализация ЦММ и т. д.) и возрастание детализации проектных проработок;
|
|
категория проектируемой дороги. С категорией дороги связаны параметры плана и продольного профиля, размеры земляного полотна, конструкции дорожных одежд и искусственных сооружений, требования по
обеспечению уровней удобства и безопасности движения, требования по охране окружающей среды и решение других экологических проблем;
административно-хозяйственное значение проектируемой дороги (дороги общегосударственного, республиканского, краевого и областного значения, курортные дороги, подъездные пути, городские и сельскохозяйственные дороги) имеет свои специфические особенности, что находит отражение в методах и технологии их проектирования;
природные условия района проектирования. На те или иные проектные решения оказывают существенное влияние: дорожно-климатическая зона района изысканий и проектирования дороги, категория рельефа, инженерно-геологические, гидрогеологические и почвенно-грунтовые и другие условия района проектирования;
вид, качество и объем исходной изыскательской информации для проектирования (материалы тахеометрических, фототеодолитных, аэрофотосъемок, наземно-космических съемок, материалы инженерно-геологических и инженерно-гидрологических обследований, данные экономических изысканий и т. д.). Все это во многом определяет различия в технологии и методах автоматизированного проектирования и прежде всего, на начальных этапах проектного процесса при создании цифровых и математических моделей рельефа и геологического строения местности на полосе варьирования трассы;
|
|
вид проектируемого объекта и его размеры (протяженность). Круг решаемых проектных задач, а также этапная последовательность оказываются несколько различными при проектировании объектов нового строительства, при разработке проекта реконструкции, при разработке проекта титульного мостового перехода и т. д. При этом проектирование новой автомобильной дороги принято рассматривать как частный случай реконструкции;
состояние средств обеспечения САПР-АД, находящихся в процессе непрерывного развития и совершенствования, влияют на соответствующие изменения технологии и методов автоматизированного проектирования.
Таким образом, технология и методы автоматизированного проектирования автомобильных дорог в каждом конкретном случае определяются множеством разнообразных факторов. Однако есть и общие черты автоматизированного проектирования, отличающие его от традиционного и присущие всем известным САПР-АД. Это прежде всего:
комплексная автоматизация сбора, регистрации и обработки данных изысканий и представление их в виде крупномасштабных топографических планов в координатах и ЦММ в той же системе координат на полосу варьирования конкурирующих вариантов трассы автомобильной дороги;
многовариантная проработка принципиальных направлений трассы (в рамка САПР-АД рассматривают, как правило, несколько десятков вариантов и подвариантов трассы) с получением исходных данных для проектирования по каждому варианту (черный продольный профиль, поперечные профили земли, почвенно-грунтовые и инженерно-геологические разрезы, данные по размерам поверхностного стока, экономические показатели местности и т. д.) с использованием ЦММ и МММ;
автоматизированное проектирование с использованием систем прикладных программ всех элементов автомобильной дороги (план трассы, варианты проектной линии продольного профиля, поперечные профили земляного полотна, варианты конструкции дорожных одежд, искусственные сооружения, система дорожного водоотвода, транспортные развязки движения, обстановка и принадлежности дороги, здания и сооружения автотранспортной службы, подсчеты объемов строительных работ и т.д.);
системное использование средств автоматизации и вычислительной техники;
проектирование в интерактивном режиме (взаимодействие в ходе выработки проектных решений инженера-проектировщика и компьютера);
четкая этапность выполнения основных проектных процедур;
широкое использование методов математического моделирования (цифровое и математическое моделирование рельефа и инженерно-геологического строения местности, моделирование полотна автомобильной дороги в трехмерном пространстве, моделирование стока ливневых и талых вод с малых водосборов, моделирование работы малых водопропускных труб и мостовых переходов, моделирование транспортных потоков и т. д.);
использование математических методов оптимизации проектных решений (проектирование оптимального продольного профиля, оптимальных дорожных одежд, искусственных сооружений и т.д.);
многовариантная проработка тех элементов проектируемых дорог, для которых еще не созданы целевые функционалы и математический аппарат аналитического поиска их экстремумов;
всесторонняя, глубокая оценка проектных решений по каждому из вариантов трассы и их соответствующая корректировка по многим критериям: объемы строительных работ, сметная стоимость, транспортно-экс-плуатационные расходы, приведенные затраты, стоимость отчуждения земель, затраты на зимнее содержание дороги, обеспечение видимости, оценка зрительной ясности и плавности трассы и вписывания ее в окружающий ландшафт, время сообщения, уровни удобства и безопасность движения, пропускная способность, степень загрязнения окружающей
|
|
среды транспортным шумом, тяжелыми окислами свинца, отработанными маслами и т. д.;