double arrow

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРАССЫ ПО ПИКЕТАЖУ

К нивелированию трассы автомобильных дорог приступают после за­крепления трассы (в частности, после высотного закрепления притрассо-выми реперами), разбивки пикетов, плюсовых точек, главных точек трас­сы и выноса пикетов на кривые.

Нивелирование трассы автомобильных дорог выполняют обязатель­но методом из середины. В качестве связующих точек, как правило, ис­пользуют пикеты. Однако при больших продольных уклонах в качестве связующих точек могут выступать также иксовые точки. Нивелир на станции устанавливают примерно на равных расстояниях от связующих точек и приводят в рабочее положение (рис. 26.1). Перед установкой рей­ки следят за тем, чтобы ее пятка, а также связующая точка были очищены от земли, грязи, травы и т. д.

Привязку трассы к реперам и маркам государственной нивелирной сети обычно производят в начале и конце трассы автомобильной дороги

Рис. 26.1. Схема геометрического продольного и поперечного нивелирования трассы автомобильных дорог по пикетажу:

а — установка прибора между связующими точками в профиле; б — в плане; / —привязка трассы к реперам и маркам государственной нивелирной сети; 2 — поперечник


(а иногда и в промежуточных точках) (рис. 26.1, б). Высотную привязку трассы производят двойным нивелирным ходом либо нивелированием в два нивелира с допускаемой невязкой не более ±50>/1 мм (где Ь — дли­на двойного нивелирного хода в км). При привязке трассы к реперам и маркам рейки устанавливают на специальные металлические башмаки, костыли или на твердые местные предметы (камни, корни деревьев и т. д.). Если вблизи трассы нет реперов или марок государственной ниве­лирной сети, привязку ведут лишь к притрассовым реперам в начале, в конце и вдоль трассы в условных высотах.

Привязку к реперам государственной нивелирной сети, обычно разме­щаемым невысоко над поверхностью земли, осуществляют в обычном порядке.

Привязка к маркам, размещаемым на высоте порядка 2—2,5 м над по­верхностью земли, имеет некоторые специфические особенности. Ее про­изводят двумя способами.

Первый способ состоит в том, что в отверстие марки вставляют сталь­ной штифт, на который подвешивают специальную подвесную рейку длиной 1,2 м с сантиметровыми делениями.

Во втором способе, наиболее часто применяемом на практике, в от­верстие марки вставляют гвоздь либо юстировочную шпильку нивелира и перевернув обычную нивелирную рейку (желательно телескопиче­скую), прикладывают ее пяткой к гвоздю или шпильке.

Далее, установив нивелир приблизительно в середине между маркой и первой связующей точкой нивелирного хода (рис. 26.2) берут «отсчет назад» (-а) на марку и «отсчет вперед» Ъ на связующую точку.

Высоту первой связующей точки после этого определяют по форму­ле:

Нь = Ни + (-а) — *, (26.1)

где Ны — высота марки; а —«взгляд на марку» (вводят в расчет со знаком минус поскольку марка всегда расположена выше горизонта прибора).

  А 1 1?__,...... т  
~Т| 1 А в\1 в
Т^ \»1 А^Г***^ Т
  ^П>Г^Г0^ а п
|[Д т

Нивелирование трасс автомобильных дорог обычно осуществляют в два нивелира. Первый нивелиров­щик (как правило, более опытный) берет отсчеты на все связующие ^ и промежуточные точки, а второй — только на связующие. В конце каж- ^ дого рабочего дня вычисляют превы­шения между связующими точками, (или их высоты) и сравнивают ре­зультаты между собой. ЕСЛИ между Р и с. 26.2. Привязка трассы к марке некоторыми связующими точками государственной нивелирной сети


обнаруживают недопустимые расхождения в результатах первого и вто­рого нивелирования, то между этими точками осуществляют третье (кон­трольное) нивелирование.

При геометрическом нивелировании трасс автомобильных дорог в два нивелира отсчеты берут только по черным сторонам реек. Для удоб­ства обработки результатов нивелирования и обеспечения достаточно высокой производительности нивелирования отсчеты целесообразно брать с округлением до 5 мм. Допустимую невязку геометрического ни­велирования по трассе автомобильных дорог принимают ± 100 4ь, мм (где Ь — длина двойного нивелирного хода, км). В населенных пунктах, на пересечениях дорог, на участках мостовых переходов, а также при привязке трассы к пунктам государственной нивелирной сети допускае­мую невязку принимают равной ±50-яЬ, мм.

В ходе нивелирования трассы ведут полевой журнал нивелирования, куда записывают задние, передние и промежуточные отсчеты. Записи ве­дут карандашом, четким почерком, при этом пользоваться резинкой для исправления отсчетов не допускается. Каждую страницу журнала ниве­лирования всегда начинают задним, а заканчивают передним отсчетом на очередную связующую точку или на репер. На каждой странице полевого журнала делают постраничный контроль (табл. 26.1). Постраничный контроль, в котором участвуют лишь связующие точки, основан на ис­пользовании следующих зависимостей:

}ц = а~ - Ь7 = Н7 - НЛ;
* ' ' (26.2)

К =а* "Л =нк -НхЛ\

ими

где Ль Й2,..., Лк — превышения между связующими точками; а\, а^..., ак —задние отсчеты; Ь\, Ъ^ —,ЬК —передние отсчеты; Нк - #о—разность высот начальной и конечной точек.

Высоты промежуточных точек в постраничном контроле не участву­ют. Вычисление высот связующих и промежуточных точек, как правило, ведут через горизонт прибора (табл. 26.1).

Полученные невязки геометрического нивелирования трасс автомо­бильных дорог, если они не превышают допустимых значений, распреде­ляют поровну с обратным знаком между пикетами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: