При пересечении трассой автомобильных дорог постоянных водотоков или других водных преград (прудов, заливов и т. д.) возникает необходимость в передаче высот с одного берега на другой. Решение этой задачи оказывается совершенно необходимым в тех случаях, когда на противоположном берегу водной преграды вблизи трассы автомобильной дороги отсутствуют пункты государственной нивелирной сети, к которым можно было бы осуществить прямую высотную привязку продолжения трассы.
В настоящее время задача передачи высот через водные преграды решается несколькими основными способами.
Передача высот геометрическим нивелированием. Особенность нивелирования через водные преграды состоит в том, что некоторые ошибки, несущественные при продольном геометрическом нивелировании трассы, на водных преградах могут оказаться определяющими. Это касается прежде всего возможной непараллельности визирной оси нивелира и оси цилиндрического уровня при трубе, а также влияния рефракции атмосферы при прохождении визирных лучей в неоднородном поле рефракции.
Перед началом работ по передаче высот через водные преграды приборы тщательно поверяют и при необходимости юстируют. Прежде всего производят главные поверки нивелира. При исследованиях нивелира особое внимание уделяют определению постоянства положения визирной оси при фокусировании. Приборы не отвечающие этому требованию, к работе на водных преградах не пригодны.
Работе по передаче высот через водные преграды предшествует установка двух притрассовых реперов Р\ и Рг на правом и левом берегах водотока (рис. 26.6, а).
Для передачи высот рейки устанавливают вблизи уреза воды таким образом, чтобы расстояния от нивелира до реек были по возможности соизмеримы, а лучи визирования проходили в одинаковом поле рефракции атмосферы.
Если на реке имеются острова или осередки, их можно использовать при передаче высот через водные преграды общей шириной до 500— 600 м (рис. 26.6, б). Остров можно использовать для установки на нем нивелира или для установки связующей точки.
Передавать высоты рассмотренным способом через реки с крутыми берегами не рекомендуется в связи с тем, что не удается обеспечить прохождение лучей визирования в одинаковом поле рефракции атмосферы. В этом случае передавать высоты целесообразно нивелированием в два нивелира одновременно на обоих берегах водотока (рис. 26.6, в, г). Неизбежная ошибка за рефракцию разных знаков будет взаимно компенсиро-
Р и с. 26.6. Схемы передачи высот через водные преграды:
а — при ширине водотока до 300 м; б — с использованием островов и осередков; в, г —