Передача высот через водные преграды

При пересечении трассой автомобильных дорог постоянных водото­ков или других водных преград (прудов, заливов и т. д.) возникает необ­ходимость в передаче высот с одного берега на другой. Решение этой за­дачи оказывается совершенно необходимым в тех случаях, когда на про­тивоположном берегу водной преграды вблизи трассы автомобильной дороги отсутствуют пункты государственной нивелирной сети, к кото­рым можно было бы осуществить прямую высотную привязку продолже­ния трассы.


В настоящее время задача передачи высот через водные преграды ре­шается несколькими основными способами.

Передача высот геометрическим нивелированием. Особенность ни­велирования через водные преграды состоит в том, что некоторые ошиб­ки, несущественные при продольном геометрическом нивелировании трассы, на водных преградах могут оказаться определяющими. Это каса­ется прежде всего возможной непараллельности визирной оси нивелира и оси цилиндрического уровня при трубе, а также влияния рефракции ат­мосферы при прохождении визирных лучей в неоднородном поле реф­ракции.

Перед началом работ по передаче высот через водные преграды при­боры тщательно поверяют и при необходимости юстируют. Прежде всего производят главные поверки нивелира. При исследованиях нивелира осо­бое внимание уделяют определению постоянства положения визирной оси при фокусировании. Приборы не отвечающие этому требованию, к ра­боте на водных преградах не пригодны.

Работе по передаче высот через водные преграды предшествует уста­новка двух притрассовых реперов Р\ и Рг на правом и левом берегах водо­тока (рис. 26.6, а).

Для передачи высот рейки устанавливают вблизи уреза воды таким образом, чтобы расстояния от нивелира до реек были по возможности со­измеримы, а лучи визирования проходили в одинаковом поле рефракции атмосферы.

Если на реке имеются острова или осередки, их можно использовать при передаче высот через водные преграды общей шириной до 500— 600 м (рис. 26.6, б). Остров можно использовать для установки на нем ни­велира или для установки связующей точки.

Передавать высоты рассмотренным способом через реки с крутыми берегами не рекомендуется в связи с тем, что не удается обеспечить про­хождение лучей визирования в одинаковом поле рефракции атмосферы. В этом случае передавать высоты целесообразно нивелированием в два нивелира одновременно на обоих берегах водотока (рис. 26.6, в, г). Неиз­бежная ошибка за рефракцию разных знаков будет взаимно компенсиро-

Р и с. 26.6. Схемы передачи высот через водные преграды:

а — при ширине водотока до 300 м; б — с использованием островов и осередков; в, г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: