Нивелирование крутых склонов, оврагов, заболоченных участков местности

На участках автомобильных дорог с большими продольными уклона­ми местности при нивелировании трассы приходится решать задачу ни­велирования крутых склонов.

В настоящее время нивелирование крутых склонов осуществляют од­ним из следующих способов.

Геометрическим нивелированием. При геометрическом нивелирова­нии крутых склонов расстояний между прибором и рейками, установлен­ными на связующих точках, может оказаться недостаточным для получе­ния резкого изображения реек в поле зрения трубы. Поэтому в таких слу-


ГК21
ГК21

чаях используют способ установки нивелира в сто­роне от трассы (рис. 26.3). При нивелировании стремятся выбирать удоб­ные места для стоянок прибора при обеспечении видимости и приблизи­тельно равных расстояний до снимаемых связующих точек.

Рис. 26.3. склонов
Геометрическое нивелирование крутых с установкой нивелира в стороне от трассы: а — план нивелируемого участка трассы; б — продольный профиль: У — стоянки прибора

Тригонометрическим нивелированием с исполь­зованием электронного та­хеометра. Поскольку со­временные электронные тахеометры обеспечивают определение превышений (или сразу — высот точек) и горизонтальных проек­ций расстояний с высокой точностью, то задача нивелирования крутых склонов решается очень просто тригонометрическим нивелированием, как правило, с одной стоянки тахеометра у подножия или наверху круто­го склона.

Наземно-космическим способом с использованием приемников сис­тем спутниковой навигации «ОР8» геодезического класса точности. Нивелирование через овраги. При пересечении трассой глубоких и от­носительно узких оврагов их нивелирование осуществляют в такой по­следовательности (рис. 26.4).

ГК82
ГКвЗ
+35
Рис. 26.4. Схема геометрического нивелирования оврага

Вблизи бровки глубокого оврага, в стороне от трассы, на расстоянии 10—50 м устанавливают нивелир и берут два отсчета на связующие точ­ки, расположенные вблизи бровок разных склонов оврага (на рис. 26.4 это ПК 82 и ПК 83). Затем методом нивелирования крутых склонов опре­деляют высоты всех промежуточных точек (например, +20, +27, +30, +35, +42,..., +71). Учитывая, что нивелиро­вание между связующими точками, расположенными вблизи бровок про­тивоположных склонов оврага выпол­няют, как правило, при разных плечах, целесообразно установить прибор в стороне от трассы вблизи бровки про-358


тивоположного склона и вновь взять отсчеты на связующие точки (т. е. ПК 82 и ПК 83) и при допустимых расхождениях в превыше­ниях окончательно принять среднее из них.

Такое нивелирование обычно выполняет первый (более опытный) нивелировщик. Второй нивелировщик овраг нивелировать не будет, а возьмет отсчеты только на свя­зующие точки.

 
Рис. 26.5. Схема установки прибора при геометрическом нивелировании заболоченных участков местности

При нивелировании глубоких оврагов также целесообразно использовать электрон­ные тахеометры и приемники систем спутни­ковой навигации «ОР8».

Нивелирование трасс на заболоченных участках местности (на проходимых боло­тах) осуществляют придерживаясь следую­щих основных правил:

.нивелирование производят обязательно с использованием нивели­ров-автоматов (т. е. с компенсаторами);

связующие точки обозначают на местности мощными кольями;

в отдельных случаях для придания большей устойчивости штатив ни­велира устанавливают на специальные наклонно вбитые колья (рис. 26.5);

перед взятием отсчетов каждый раз контролируют правильность ус­тановки прибора по круглому уровню при подставке;

при очень неустойчивых грунтах иногда нивелирование проводят два нивелировщика, когда один из них берет отсчет назад, а второй — вперед, не обходя нивелира;

всегда целесообразно (когда есть возможность) производить геомет­рическое нивелирование трасс дорог на заболоченных участках местно­сти в зимний период по замерзшему болоту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: