Для производства земляных работ в ходе строительства осуществляют детальную разбивку земляного полотна, заключающуюся в обозначе-нии на местности всех характерных точек поперечного профиля как в плане, так и по высоте, разбивке и обозначении на местности оси, бровок земляного полотна, подошв откосов, берм, кюветов и т. д.
При разбивке земляного полотна в равнинной местности закрепляют положение осевых точек 0\ бровок насыпей А\, А{, подошв насыпей С\, С2, точек А]', А{ и бровок Сь Сг выемок (рис. 27.8, а).
Горизонтальные расстояния от оси до подошв насыпей и бровок выемок соответственно определяются:
]3ч-з 385
а) 1
(-----------»4<------------ * С~"7ТГЪГ!7—> |
1 *' X | *г. 1 | |
—н < | в П |
О/ппосл
Рис. 27.8. Схемы разбивки элементов земляного полотна автомобильных дорог: а — в равнинной местности: У — насыпи; 2 — выемки; б — при наличии поперечного
уклона: 1 — насыпи; 2 — выемки; в — с помощью створных визирок
/, = /2 = — + тН; |
(27.17) (27.18)
где /], 1г — соответственно ширины левой и правой части земляного полотна по подошве; В — ширина земляного полотна в бровках; т —• коэффициент заложения откоса; А — рабочая отметка; ЬК — ширина кювета поверху.
|
|
Положение проекции бровок определяется как:
ь = ь = *. <2719>
При наличии поперечного уклона местности разбивка элементов земляного полотна несколько усложняется. Как следует из рис. 27.8, б, расстояния /] и /2 от оси трассы неодинаковы. Положение точек С\ и С2 может быть легко найдено, если от точки О' отложить наклонные расстояния 0'С\ и 0'С2. Если обозначить угол поперечного наклона местности через V, а угол откоса насыпи через Р, тогда из треугольников 0'С\С\ и О'СгСг по теореме синусов получим наклонные расстояния /] и /2 (см. рис. 27.8, б):
А=Г*+Я*1 8{пР • (27"20)
П(р - V)
12=(*- + ™и) ™*. <27'21>
^2 ^1П(Р + У)
(27.22) (27.23) |
/,=|- + /иА |
а |
/, = — + тИ 2 '" ' п-т |
Учитывая, что 1% Р = 1//и и *§ V = 1/л можно в формулах (27.20) — (27.21) заменить синусы на тангенсы, тогда после соответствующих преобразований наклонные расстояния /] и 1г через заложения откосов т и склона и:
)л1\ + п2 |
) п + т |
VI+»2 |
Очевидно, что положение проекций бровок А\ и А{ можно определить, отложив наклонные расстояния Ь\ и Ь^ от оси С
К=ьг = -В-. <27-24>
Соз V
Представленный выше способ разбивки элементов земляного полотна автомобильных дорог на косогоре дает быстрые и точные результаты при однообразном угле наклона местности, измеряемом непосредственно геодезическим прибором или определяемом по поперечному профилю. При значительной разности в поперечных уклонах местности вправо и влево от оси трассы, при определении расстояний /] и /2 в формулы (27.22) и (27.23) вводят соответствующие значения заложений склонов местности п и при этом оказывается, что Ъ\ Ф Ъъ
|
|
Аналогичным образом при наличии поперечного уклона местности осуществляют и разбивку выемок:
/,= |
/ |
— + Ь +тк ' 2
1г=\^ + Ьк+пЛ
п + т
П-т
(27.25) (27.26)
Разбивку поперечных профилей земляного полотна обычно осуществляют со строительным шагом 20 м. Разбивку осуществляют наклонные лучом теодолита, либо лазерного визира, а иногда и с помощью створных визирок и откосников.
Рис. 27.9. Схема планировки земляного полотна по опорным и ходовой визиркам |
Вдоль отбитых подошв насыпей и бровок выемок прокладывают борозду, обозначающую их положение, ставят створные визирки, показывающие высоту насыпи и откосники, указывающие направления откосов насыпей и выемок (рис. 27.8, в). По мере возведения земляного полотна визирки и откосники перемещают по откосу.
Окончательную планировку земляного полотна осуществляют бульдозерами и автогрейдерами. Их работу контролируют по кольям разбивки оси и бровок земляного полотна, а также по визиркам, опорным А и В и ходовой С, устанавливаемой на рабочем органе землеройной машины (рис. 27.9), либо используют для этой цели лазерные системы полуавтоматического или автоматического управления работой рабочих органов землеройных машин и механизмов.
Проектные высоты характерных точек поперечного профиля дорожного полотна вычисляют от проектной высоты бровки Н по проектным уклонам /0, и Ъ и ширине отдельных элементов верхней части земляного полотна а, Ъ (рис. 27.10). Например, проектную высоту оси дна корыта Як для устройства дорожной одежды определяют:
В+АВ |
В+&В |
2о |
№ |
ьА |
г^т |
I Рис. 27.10. Схема разбивки верхней части земляного полотна
Нк = Н + то + (6/2)/ — Лк, (27.27)
где Н — проектная высота бровки земляного полотна; а — ширина обочины; /о — поперечный уклон обочины; Ь — ширина проезжей части; / — поперечный уклон проезжей части; Ик — глубина корыта.
При возведении земляного полотна отклонения от проекта допускаются не более: а) в высотах бровок земляного полотна с учетом поправок на осадку ± 5 см; б) по ширине корыта ± 5 см; в) по поперечному уклону корыта ± 5%о; г) по продольному уклону кюветов и нагорных канав ± 1 %о.