Разбивка земляного полотна автомобильных дорог

Для производства земляных работ в ходе строительства осуществля­ют детальную разбивку земляного полотна, заключающуюся в обозначе-нии на местности всех характерных точек поперечного профиля как в плане, так и по высоте, разбивке и обозначении на местности оси, бро­вок земляного полотна, подошв откосов, берм, кюветов и т. д.

При разбивке земляного полотна в равнинной местности закрепляют положение осевых точек 0\ бровок насыпей А\, А{, подошв насыпей С\, С2, точек А]', А{ и бровок Сь Сг выемок (рис. 27.8, а).

Горизонтальные расстояния от оси до подошв насыпей и бровок вы­емок соответственно определяются:

]3ч-з 385


а) 1


(-----------»4<------------ * С~"7ТГЪГ!7—>

1 *' X   *г. 1
 
—н < в П

О/ппосл

Рис. 27.8. Схемы разбивки элементов земляного полотна автомобильных дорог: а — в равнинной местности: У — насыпи; 2 — выемки; б — при наличии поперечного

уклона: 1 — насыпи; 2 — выемки; в — с помощью створных визирок

/, = /2 = — + тН;

(27.17) (27.18)

где /], — соответственно ширины левой и правой части земляного полотна по подошве; В — ширина земляного полотна в бровках; т —• коэффициент заложения откоса; А — рабочая отметка; ЬК — ширина кювета поверху.

Положение проекции бровок определяется как:

ь = ь = *. <2719>


При наличии поперечного уклона местности разбивка элементов зем­ляного полотна несколько усложняется. Как следует из рис. 27.8, б, рас­стояния /] и /2 от оси трассы неодинаковы. Положение точек С\ и С2 мо­жет быть легко найдено, если от точки О' отложить наклонные расстоя­ния 0'С\ и 0'С2. Если обозначить угол поперечного наклона местности через V, а угол откоса насыпи через Р, тогда из треугольников 0'С\С\ и О'СгСг по теореме синусов получим наклонные расстояния /] и /2 (см. рис. 27.8, б):

А=Г**1 8{пР(27"20)

П(р - V)

12=(*- + ™и) ™*. <27'21>

^2 ^1П(Р + У)

(27.22) (27.23)
/,=|- + /иА
а
/, = — + тИ 2 '" ' п-т

Учитывая, что 1% Р = 1//и и *§ V = 1/л можно в формулах (27.20) — (27.21) заменить синусы на тангенсы, тогда после соответствующих пре­образований наклонные расстояния /] и через заложения откосов т и склона и:

)л1\ + п2
) п + т
VI+»2

Очевидно, что положение проекций бровок А\ и А{ можно опреде­лить, отложив наклонные расстояния Ь\ и Ь^ от оси С

Кг = -В-. <27-24>

Соз V

Представленный выше способ разбивки элементов земляного полот­на автомобильных дорог на косогоре дает быстрые и точные результаты при однообразном угле наклона местности, измеряемом непосредственно геодезическим прибором или определяемом по поперечному профилю. При значительной разности в поперечных уклонах местности вправо и влево от оси трассы, при определении расстояний /] и /2 в формулы (27.22) и (27.23) вводят соответствующие значения заложений склонов местно­сти п и при этом оказывается, что Ъ\ Ф Ъъ

Аналогичным образом при наличии поперечного уклона местности осуществляют и разбивку выемок:


/,=
/

— + Ь +тк ' 2

1г=\^ + Ьк+пЛ


п + т

П-т


(27.25) (27.26)


Разбивку поперечных профилей земляного полотна обычно осущест­вляют со строительным шагом 20 м. Разбивку осуществляют наклонные лучом теодолита, либо лазерного визира, а иногда и с помощью створных визирок и откосников.

Рис. 27.9. Схема планировки земляного полотна по опорным и ходовой визиркам

Вдоль отбитых подошв насыпей и бровок выемок прокладывают борозду, обо­значающую их положение, ставят створные визирки, показывающие высоту на­сыпи и откосники, указы­вающие направления отко­сов насыпей и выемок (рис. 27.8, в). По мере возве­дения земляного полотна ви­зирки и откосники перемещают по откосу.

Окончательную планировку земляного полотна осуществляют буль­дозерами и автогрейдерами. Их работу контролируют по кольям разбив­ки оси и бровок земляного полотна, а также по визиркам, опорным А и В и ходовой С, устанавливаемой на рабочем органе землеройной ма­шины (рис. 27.9), либо используют для этой цели лазерные системы полу­автоматического или автоматического управления работой рабочих орга­нов землеройных машин и механизмов.

Проектные высоты характерных точек поперечного профиля дорож­ного полотна вычисляют от проектной высоты бровки Н по проектным уклонам /0, и Ъ и ширине отдельных элементов верхней части земляного полотна а, Ъ (рис. 27.10). Например, проектную высоту оси дна корыта Як для устройства дорожной одежды определяют:


В+АВ

В+&В



ьА

г^т

I Рис. 27.10. Схема разбивки верхней части земляного полотна



Нк = Н + то + (6/2)/ — Лк, (27.27)

где Н — проектная высота бровки земляного полотна; а — ширина обочины; /о — поперечный уклон обочины; Ь — ширина проезжей части; / — поперечный уклон проезжей части; Ик — глубина корыта.

При возведении земляного полотна отклонения от проекта допуска­ются не более: а) в высотах бровок земляного полотна с учетом поправок на осадку ± 5 см; б) по ширине корыта ± 5 см; в) по поперечному уклону корыта ± 5%о; г) по продольному уклону кюветов и нагорных канав ± 1 %о.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: