Механизированные методы производства строительных работ требуют использования специальных геодезических приборов и устройств, позволяющих производить разбивочные работы и вынос проекта в натуру, элементы которых соединены с управляющими устройствами рабочих органов дорожно-строительных машин и механизмов. Для автоматизации процессов производства строительных работ используют такие приборы и устройства, которые обеспечивают непрерывную установку рабочих органов дорожно-строительных машин и механизмов в такое положение, при котором они строго следуют по заданному направлению, уклону и на проектной высоте.
В настоящее время в практике строительства автомобильных дорог и сооружений на них нашли применение несколько методов управления работой машин и механизмов.
Системы копирования. Основная идея использования систем копирования состоит в том, что параллельно проектной поверхности с использованием геодезических приборов (нивелиров, теодолитов и т. д.) устанавливают натянутую копирную струну, по которой движется соединенный с дорожно-строительной машиной датчик, преобразующий в электрические сигналы уклонения рабочего органа машины от заданного положения. Электрические сигналы воздействуют на механизмы управления рабочими органами машин и механизмов, возвращая их в проектное положение.
|
|
Так, для планирования земляного полотна в отечественной практике дорожно-строительных работ по копирной струне используют систему автоматического геодезического управления работой отвала автогрейдера «Профиль-20». Для стабилизации рабочего отвала автогрейдера в продольном направлении используют датчик, устанавливаемый в подъемном устройстве отвала и контролирующий положение отвала по высоте через щуп относительно натянутой в заданном направлении копирной
струны. Система «Профиль-20» имеет также стабилизатор отвала в поперечном направлении.
Устройство дорожных одежд с асфальтобетонными и цементобетон-ными покрытиями часто осуществляют с использованием высокопроизводительных комплектов типа Автогрейд (ДС-100, ДС-110), а также других рельсовых и безрельсовых бетоноукладочных машин. Укладку конструктивных слоев осуществляют полосами шириной по 3—4 м.
Безрельсовые бетоноукладочные механизмы создают проектную поверхность относительно установленной в заданном направлении копир-ной струны.
При использовании рельсовых бетоноукладочных машин качество строительных работ по сооружению цементобетонных дорожных покрытий во многом определяются точностью установки рельс-форм, являющихся одновременно и опалубкой. Рельс-формы устанавливают по теодолиту параллельно продольной оси полосы на расстояниях, кратных ширине плиты. В высотном отношении рельс-формы устанавливают в проектное положение с помощью нивелира с запасом на 2—3 мм на осадку основания.
|
|
Одновременно с установкой рельс-форм производят плановую разбивку температурных и усадочных швов (швов расширения и сжатия).
После завершения укладки бетона и бетоноотделочных работ осуществляют исполнительное нивелирование при установке рейки непосредственно на бетон. Высоты бетонной поверхности не должны отличаться более чем на ± 10 мм от проектных. При обнаружении отклонений более чем на 10 мм бетоноукладочную машину возвращают назад, корректируют установку рельс-форм и доводят уровень еще не затвердевшего бетона до проектной высоты.
При сооружении искусственного покрытия полосы из сборных железобетонных плит производят плановую и высотную разбивку угловых точек плит. После укладки плит осуществляют контрольное нивелирование стыков плит, которые не должны иметь уступов высотой более 2 мм.
Система продольного уклона имеет лыжу, скользящую по спланированной поверхности земляного полотна. Электрические сигналы от датчика уклона фиксируют отклонения рабочего органа машины от заданного положения и, воздействуя на механизмы управления, устанавливают его в проектное положение.
Системы сравнения толщины слоя, используемые при планировочных работах и разработках выемок автомобильных дорог, устроены следующими образом. На удлиненной базе землеройной машины (бульдозера, автогрейдера или скрепера) размещены две лыжи, одна из которых следует по естественному грунту перед ножом отвала, а другая — по уже спланированной поверхности сзади машины. С помощью датчиков кор-
Рис. 27.11. Схема планировки земляного корыта с использованием прибора управления лазерным лучом ПУЛ
ректируется положение планирующей части машины и, таким образом, автоматически обеспечивается нужная толщина снимаемого слоя грунта.
Лазерные системы управления. Простейшим способом визуального контроля за положением рабочего органа строительной машины является использование опорного светового луча лазерного визира ЛВ-5, лазерных визиров (насадок) к серийным отечественн лм теодолитам ЛВТ (см. рис. 9.4) и нивелирам ЛВН(см. рис. 11.9), отечественных лазерных нивелиров типа НЛ-30 (см. рис. 11.10) или Лимка-Горизонт (см. рис. 11.8) и теодолитов ЛТ (см. рис. 9.5) анализ оператором положения светового пятна относительно центра марки-экрана, устанавливаемого на рабочем органе машины. По положению пятна оператор с помощью гидравлической системы управления корректирует положение рабочего органа строительной машины.
При планировке земляного полотна по световому лазерному лучу весьма эффективным является использование прибора управления лазерным лучом ПУЛ, состоящего из двух станций — направляющей и приемной. Направляющее устройство, устанавливаемое на штативе, создает в пространстве наклонный луч заданного уклона. Луч посредством инфракрасного фильтра и специальной призмы делится по частотам 900—1500 Кц на верхнюю и нижнюю части с четкой границей между ними в виде равносигнальной зоны РСЗ, которую используют для установки рабочего органа машины в заданное по высоте положение (рис. 27.11).
С помощью сборного красного и зеленого фильтра световому потоку придают разную окраску с разделением по вертикали. Оператор по окраске луча может судить об отклонении строительной машины от заданного направления вправо или влево и соответственно корректировать ее движение.
Приемная станция, устанавливаемая на рабочем органе машины, с помощью электромагнитов воздействует на гидравлическую систему управления рабочим органом, обеспечивая автоматическую установку его в заданное положение.
|
|
При планировке участков местности большой площади (например, городские площади, аэродромы и т. д.) и обеспечения одновременного
б) Рис. 27.12. Лазерная система Ьа5егр1апе-350: а — лазер; б — фотоприемник |
контроля и управления работой многих землеройных машин и механизмов применяют лазерные системы (нивелиры), создающие опорные световые горизонтальные, вертикальные или наклонные плоскости, например нивелир отечественного производства НЛЗО (см. рис. 11.10), а также импортные лазерные системы (рис. 27.12).
Навигационные системы. Появление систем спутниковой навигации «ОР8» и внедрение их в практику геодезических работ позволило создать новые системы автоматизированного управления работой дорожно-строительных машин и механизмов, в которых с помощью многоканальных приемников «ОР8», определяющих координаты в режиме реального времени, и бортовых компьютеров осуществляется вычисление поправок при уклонении машин и механизмов от заданного направления и возвращение их в проектное положение.