Задание №4. Сборочный чертёж, деталировка и эскизирование детали

По вариантам задания №4, приведённым в таблице 4 на листе формата А3 вычертить сборочный чертёж несложного натурального изделия с необходимым количеством видов, сечений и разрезов. Проставить номера позиций деталей согласно ГОСТ 2.

На листе формата А4 по форме согласно ГОСТ 2.106-96 составить и заполнить спецификацию к сборочному чертежу изделия согласно заданию. Основная надпись на листе спецификации отличается от основной надписи чертежей и должна соответствовать форме 2 ГОСТ 2.104-68.

На каждую деталь, входящую в данное изделие, вычертить чертёж в масштабе 1:1 в основном на формате А4 (для крупных деталей возможно применение формата А3, или на формате А4 в масштабе уменьшения1:2 (1:2,5; 1:4). Для мелких деталей применять масштаб увеличения 2:1 (2,5:1; 4:1; 5:1).

На одну любую (по выбору студента) деталь из данного изделия на развёрнутом листе в клетку из ученической тетради помимо чертежа вычертить эскиз согласно правилам эскизирования.

Таблица 3 – Варианты изделий для выполнения задания №3

Номер варианта                    
Наименование изделия Патрон сверлильный Патрон ручной дрели Ручная дрель Тиски ручные Кран-букса (головка) керамическая Кран-букса (головка) червячная Струбцина слесарная универсальная Ножовка слесарная ручная Электророзетка 2-х гнездовая для скрытой проводки Электровыключатель 3-х клавишный для скрытой проводки

Как на сборочном чертеже, так и на чертежах деталей (деталировках) широко использовать (при необходимости) местные виды, сечения, разрезы, условные обозначения и упрощения согласно гостам ЕСКД. Количество проекций, видов, сечений и разрезов на каждом чертеже, а также эскизе, должно быть минимальным, но достаточным, чтобы дать исчерпывающую информацию обо всех поверхностях детали и их взаимном расположении. А на сборочном чертеже эти дополнительные изображения должны дать и исчерпывающую информацию о взаимном расположении деталей в изделии, их посадках и взаимодействии.

В сечениях и разрезах деталей применять штриховки согласно ГОСТ 2.306-68 в зависимости от материалов, из которых должны быть изготовлены эти детали.

Все надписи (текстовые, буквенные и размерные) и заполнение основной надписи выполнить согласно ГОСТ 2.304-81 чертёжным шрифтом наклонным типа Б согласно ГОСТ 2.321-84. Размер шрифта надписей выбирать в зависимости от изображения, но не менее h10 (размер шрифта – высота прописных букв, мм). При заполнении основной надписи использовать шрифты наклонные тип Б размером 3,5 и 5.

В связи с тем, что студенты ещё (возможно) не знают материаловедения, технологии конструкционных материалов, метрологии и основ взаимозаменяемости, технологии машиностроения и других общеинженерных и специальных дисциплин, при выполнении этого задания на чертежах деталей не требуется указывать точность и чистоту обработки поверхностей, покрытия, термообработку и другие требования, а на сборочном чертеже посадки и технические характеристики изделия.

Примеры выполнения задания №4 приведены, соответственно на рисунках 4, 5.

Рисунок 4. Сборочный чертёж и спецификация к нему

Рисунок 5. Чертёж детали и эскиз детали

Основные вопросы чтения чертежей

Как было указано выше, основная задача курса инженерной графики — научиться выполнять и читать чертежи. На решение этой задачи направлены задания данной контрольной работы. Каждое задание сопровождается препарированными вопросами. Однако студентам следует ставить перед собой цель научиться читать чертежи как основному элементу подготовки к выполнению конструкторской, технологической и контрольной производственной деятельности.

При этом студенты должны усвоить, что при подготовке к производственной деятельности следует читать чертеж по следующей схеме:

1. Прочитать основную надпись чертежа. Особое внимание при этом следует обратить па наименование изделия, на наименование и марку материала, из которого нужно выполнить изделие, на обозначение чертежа и другие сведения, указываемые в основной надписи.

2. Уяснить форму изделия. Для этого следует разобрать виды, разрезы и сечения, изображенные на чертеже. Форму изделия уясняют при рассмотрении взаимосвязи между изображениями (проекциями, видами, сечениями и разрезами).

3. Определить по чертежу все размеры изделия, необходимые для изготовления; выясняют допускаемые отклонения от назначенных размеров; тщательно определяют, к какому элементу изделия относятся размеры, нанесенные на чертеже.

4. Ознакомиться с обозначениями шероховатости поверхностей, определить классы шероховатости поверхностей.

5. Прочитать технические требования, относящиеся к готовому изделию и технологии изготовления, сборке и контролю изделия.

Научиться такой схеме чтения чертежей можно только пройдя весь комплекс обучения, а для того, чтобы легче приобщиться к указанной выше схеме, нужно научиться отвечать на вопросы к любому чертежу по следующей схеме:

1. Как называется изделие, представленное на чертеже?

2. Какой номер (шифр) имеет чертеж?

3. В каком масштабе выполнен чертеж?

4. Из какого материала (из каких материалов) должно быть изготовлено изделие?

5. Есть ли подписи лиц, ответственных за чертеж?

6. Указаны ли в основной надписи проводки (изменения), связанные с изменениями на чертеже?

7. На скольких листах и каких форматов вычерчено изделие?

8. Какая организация выпустила чертеж?

9. Какие изображения имеются на чертеже (виды, разрезы, сечения)?

10. Описать форму и классификационную группу изделия.

11. Какие условности стандартов дали возможность выполнить чертеж изделия с минимальным числом изображений?

12. Чему равны габаритные размеры изделия?

13. Разобрать мысленно изделие на простые геометрические формы и назвать габаритные размеры каждой части.

14. Найти на чертеже или определить величины допусков на каждый из размеров, указанных на чертеже.

15. Какие обозначения шероховатости поверхностей указаны на чертеже? Определить значения шероховатости каждой поверхности готового изделия.

16. Какие технические требования указаны на чертеже и что они обозначают?

Эти вопросы можно ставить к любому чертежу отдельной детали и изделия в целом.

Литература

* Янковский К. А., Вышнепольский И. С. Техническое черчение. 5-е изд., испр. М., Высшая школа 1978.

ЛИТЕРАТУРА

1) Государственные стандарты. Единая система конструкторской документации. Общие правила выполнения чертежей. - М.: Изд. стандартов, 2001.-161 с.

2) Куликов В.П. Стандарты инженерной графики: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. - 240с.

3) Левицкий В.С. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей: Учеб. для втузов. - 9-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2009.-435с.: ил.

4) Сорокин Н.П., Ольшевский Е.Д., Заикина А.Н. и др. Инженерная графика: Учебник / Под ред. Н.П. Сорокина. 4-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 400 с.: ил.

5) Чекмарёв А.А. Инженерная графика: Учебник для немашиностроительных специальностей вузов. - 11-е изд., стереотипное. - М.: Высшая школа, 2010. - 382 с.

6) Чекмарёв А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. - 9-е изд., стереотипное. - М.: Высшая школа, 2009. - 493с.: ил.

7) Янковский К. А., Вышнепольский И. С.Техническое черчение. 5-е изд., испр. М., Высшая школа 1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: