double arrow

ГЛАВА 10. ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Общие сведения

Инженерные заграждения или заграждения представляют собой искусственные препятствия (преграды), устройства, сооружения и разрушения, создаваемые с целью нанести противнику потери, задержать и затруднить его продвижение, сковать маневр, вынудить продвигаться в выгодном для наших сил направлении и оказать морально-психологическое влияние на личный состав.

Опыт применения инженерных заграждений насчитывает уже несколько тысячелетий. Одним из старейших известных видов заграждений является частокол. Он состоял из двойного или тройного ряда крепких бревен, вкопанных вертикально в землю близко друг от друга. Иногда пространство между рядами брёвен заполнялось землей. Позднее вместо частокола стали применять стены, а перед ними отрывать ров.

В Древнем Китае в IV…III веках до нашей эры для защиты северо-западных границ от набегов кочевников была построена Великая Китайская стена, общая длина которой составила почти 4000 км.

В Древнем Риме в I…II веках широкое распространение получили так называемые римские валы, состоявшие из земляных валов, частоколов и глубоких рвов. Часто применялись в то время засеки (лесные завалы), волчьи ямы, палисады и др. препятствия. Например, в 490 году до н. э. в войне с персами греческий полководец Мильтиад в сражении под Марафоном построил фалангу таким образом, что её фланги были прикрыты труднопроходимыми склонами гор, оборудованными засеками. Таким образом, греки лишили персов возможности ударов по флангам, навязали им фронтальное столкновение, в котором нанесли поражение противнику.

На Руси одним из наиболее распространённых видов заграждений были засеки, которые к XV…XVI векам стали основой для приграничных укрепленных линий, получивших название засечных черт.

Применение минно-взрывных заграждений берёт своё название в так называемой подземно-минной борьбе. Характерным примером является устройство контрминных галерей и производство взрывов в них с целью сорвать попытки противника заложить заряд под укрепления (оборона Пскова в 1581 г., Смоленска в 1609 г. и др.). При обороне Севастополя в 1854 году наряду со рвами, волчьими ямами и другими невзрывными заграждениями широко применялись пороховые фугасы и камнеметы – прообразы современных противопехотных мин.

В XX веке опыт Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов (в том числе в Афганистане и Чечне) показывает, что противоборствующие стороны широко применяют инженерные заграждения, особенно минно-взрывные. Это обусловлено их высокой эффективностью.

Поэтому в военное время или при действиях в зоне военных конфликтов одной из задач спасательных воинских формирований МЧС России будет прикрытие инженерными заграждениями районов своего расположения, в первую очередь невзрывными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: