Способы заграждения объектов морского и внутреннего водного транспорта

Под заграждением объектов морского и речного транспорта подразумевается система мероприятий, проводимая на морских и речных путях сообщения с целью воспрещения или затруднения использования противником портов, внутренних судоходных путей и морских коммуникаций для базирования кораблей и судов, маневра и осуществления всех видов воинских перевозок.

Заграждение путей сообщения может существенно затруднить работу тыла противника на захваченной территории только в том случае, если оно выполнено целеустремленно. Возможность передачи части грузов с одного вида транспорта на другой требует заграждения путей сообщения как единой транспортной системы. В связи с этим, наряду с заграждением железных и автомобильных дорог, должны устраиваться заграждения на морских и речных путях сообщения. Единство в заграждении различных путей сообщения может быть достигнуто только в том случае, если подвергать заграждению все пути сообщения, добиваясь равенства сроков и интенсивности заграждения. Заграждение внутренних водных путей сообщения и морских портов должно соответствовать характеру проводимых операций.

Заграждение морских портов и внутренних судоходных путей в любых условиях должно быть эффективным, активным и гибким.

Эффективность заграждения характеризуется продолжительностью перерыва в эксплуатации оставленных противнику портов и участков внутренних судоходных путей.

Активность заграждения характеризуется потерями противника при организации судоходства и при восстановлении морских портов и внутренних судоходных путей.

Гибкость заграждения характеризуется возможностью прекращения действия заграждения в любой момент после возвращения наших войск на ранее оставленный участок. Гибким заграждение называют в том случае, если имеется возможность прекратить действие заграждения в любой момент после возвращения на ранее оставленный участок внутреннего водного пути или в порт.

Заграждение водных путей сообщения и портов должно быть увязано с заграждением на других путях сообщений, чтобы затруднить противнику маневр различными видами транспорта, оно не должно быть шаблонным, облегчающее, противнику разведку и преодоление созданных препятствий, не должно стеснять работу морского и речного транспорта или создавать помехи боевой деятельности кораблей ВМФ.

Заграждению должно подвергаться большинство портов и портпунктов, что позволит исключить возможность перераспределения грузопотока идущего в данный порт между другими портами, не подвергавшимися заграждению. Заграждению должны подвергаться также удобные для рейдовой обработки судов бухты, устья рек и т. д. При этом расход сил, средств и времени на выполнение принятого варианта заграждения должен быть наименьшим.

Общий темп приведения заграждения в действие должен быть увязан с боевыми действиями войск и флота. Желательно иметь возможность прекратить действие заграждения, рассчитанного на длительный срок. Противник должен затрачивать как можно больше времени, труда и материальных средств на восстановление портов и внутренних водных путей, а также в течение длительного срока не иметь возможности наладить нормальную эксплуатацию захваченных участков внутренних водных путей и портов. В ходе восстановления морских портов и внутренних водных путей сообщения противник должен нести потери в квалифицированном личном составе своих восстановительных частей и подразделений. Эксплуатация захваченных противником портов и участков внутренних водных путей должна сопровождаться авариями судов и разрушением отдельных наиболее важных сооружений.

К проведению мероприятий по заграждению применяются определенные требования. Часть основных требований может быть удовлетворена при планировании заграждения водных путей и портов, другим требованиям должны удовлетворять технические средства, применение которых определяет вид заграждения:

1. Объем и характер заграждения морских и речных путей сообщения должен соответствовать характеру и условиям оперативной обстановки. Это соответствие достигается правильным назначением объектов, вида заграждения, объемов заграждения и сроков его действия. Заграждения должны создавать для противника предельные затруднения в использовании морских и речных путей и портов и в то же время не создавать излишних трудностей для наших войск.

2. Морские и речные пути должны подготавливаться к заграждению в сжатые сроки и на значительную глубину, темп приведения заграждения в действие должен опережать темп наступления противника. Сжатость сроков подготовки заграждения диктуется временем, отводимым на подготовку операции, а большая глубина полосы заграждения и краткость времени на приведение заграждения в действие обусловливаются высокими темпами и большим размахом ведения военных действий. Только в случае своевременной подготовки полосы заграждения на большую глубину создаются возможности наращивания заграждений.

3. Заграждения на морских и речных путях сообщения являются частью системы инженерных заграждений и выполняются на основании распоряжений или приказа командования. Сведения в приказ и предложения по вопросам заграждения морских и речных путей сообщения подготавливают органы военных сообщений на морском и речном транспорте.

В приказе или распоряжении командования на разработку плана заграждения путей сообщения указываются необходимые сведения: общие сведения по обстановке; характер и объем заграждений по видам путей сообщения; объекты заграждения; глубина заблаговременной подготовки и порядок наращивания заграждений; срок выполнения подготовительных работ; срок действия заграждений; привлекаемые силы и средства; лица, назначенные отдавать приказы на приведение заграждений в действие и их командные пункты.

Основным документом в деле организации заграждения является План заграждения морских и речных путей сообщения.

Планы заграждения морских портов и военно-морских баз являются частью плана заграждения морских путей сообщения.

К разработке планов заграждения, наряду с морской инженерной службой, минно-тральными силами флота (флотилии), привлекаются и офицеры органов военных сообщений.

План заграждения внутренних водных путей является частью общего плана оперативных заграждений и разрабатывается аппаратом начальника инженерных войск.

План отрабатывается на карте, где указываются заграждаемые объекты, виды, объемы и сроки действия заграждения. Определяются степени готовности, сроки начала и окончания подготовительных работ, порядок приведения заграждения в действие. Распределяются силы и средства, выделенные для подготовки объектов к заграждению. Указываются ответственные исполнители, устанавливается система управления и материально-технического обеспечения.

Принимаются принципиальные решения по защите, охране и обороне заграждаемых объектов. План заграждения отдельного объекта отрабатывается в инженерных частях, которым поручены заградительные работы.

В плане заграждения объекта отражаются следующие вопросы:

- объекты и способы их заграждения;

- пункты батальонных и ротных складов ВВ и средств взрывания;

- схемы минирования объектов;

- потребность сил и средств;

- сроки начала и окончания работ;

- организация защиты, охраны и обороны;

- управление и связь;

- пункты и порядок сбора подразделений после приведения заграждения в действие.

Различные методы воздействия на объекты водного транспорта при их заграждении позволяют выделить следующие основные виды заграждения морских портов и внутренних водных путей сообщения: разрушение (уничтожение) сооружений, оборудования и судов; минирование фарватеров, акваторий, сооружений, оборудования, подъездных путей и судов; заражение объектов водного транспорта; устройство преград; эвакуация оборудования портов и внутренних водных путей.

Разрушение, как вид заграждения, в современных условиях удовлетворяет многим из рассмотренных выше требований. Возможность применения при разрушении взрывания, сжигания и механических средств позволяет не только вывести сооружение или оборудование из строя, но в отдельных случаях и полностью его уничтожить. Использование ядерных зарядов позволяет помимо разрушения сооружений и оборудования морских портов и внутренних водных путей сообщения выводить их из эксплуатации на длительный срок вследствие значительного радиоактивного заражения, особенно при наземном, подземном или подводном ядерных взрывах. Однако при применении только одного разрушения не обеспечивается длительное воздействие заграждения на вражеский тыл. Противник может начать эксплуатацию разрушенного порта, используя подвижные средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, десантно-высадочные корабли и другие технические средства.

Минирование обладает многими положительными свойствами рассмотренного выше разрушения взрыванием, ибо поражающее действие мин основано, главным образом, на использовании взрывчатых веществ и ядерных зарядов.

Применение морских, речных, объектных, противотанковых и противопехотных мин дает возможность выводить из строя суда, личный состав и основные береговые объекты водного транспорта. Морские, речные и инженерные объектные мины замедленного действия позволяют на длительный срок заградить объекты водного транспорта, находящиеся в тылу противника. Взрывы мин с ядерными зарядами помимо разрушения объектов могут создать значительное радиоактивное заражение портовой территории и акватории. Нарушение нормальной эксплуатации морских портов и внутренних водных путей сообщения, возможность подрыва судов с перевозимыми грузами и войсками выгодно отличают минирование от других видов заграждения.

Противотанковые и противопехотные мины, установленные на портовой территории и подъездных автомобильных дорогах в порту, затрудняют эксплуатацию порта. Применяя защитные мины, можно затруднить противнику отыскание и ликвидацию объектных, противотанковых и противопехотных мин. Современные минные механизмы инженерных мин достаточно устойчивы и допускают приведение их в действие по специальному сигналу. При усовершенствовании минных механизмов инженерных мин замедленного действия может быть решена задача прекращения их действия и обезвреживания минных заграждений в случае возвращения наших войск на ранее оставленную территорию.

Таким образом, минирование, как вид заграждения портов и внутренних водных путей, обладает рядом положительных свойств. Однако минные заграждения остаются на территории, занятой противником. Противник может отыскать их и уничтожить.

Заражение объектов водного транспорта при ядерных взрывах, а также стойкими отравляющими веществами и бактериологическими средствами оказывает поражающее действие в основном только на человека и почти не вызывает изменений в материалах портового оборудования и в сооружениях.

Применение средств заражения значительно усложняет условия эксплуатации морских портов и внутренних водных путей сообщения, а также ведение восстановительных работ. Необходимость дезактивации, дегазации и дезинфекции объектов водного транспорта перед их восстановлением и эксплуатацией требует проведения трудоемких работ и значительной затраты специальных материалов. Эти работы приходится выполнять с применением защитной одежды, что приводит к резкому снижению производительности труда и ограничению продолжительности рабочего дня исполнителей. В тех случаях, когда не хотят разрушать оставляемые сооружения в расчете на возможность скорого возвращения, объекты водного транспорта могут быть заражены веществами, имеющими ограниченное время действия.

Устройство преград, как вид заграждения на внутренних водных путях и в портах, затрудняет движение транспортов по фарватерам, вход судов в порт, подход их к причалам, а при устройстве преград на автомобильных дорогах затрудняет движение автомобилей в пределах оперативной портовой территории.

В качестве преград при устройстве заграждений портов и внутренних водных путей применяются затопленные суда, обрушенные мостовые фермы, завалы у причалов и т. д. На автомобильных дорогах для устройства преград могут быть применены: надолбы, ямы, завалы, барьеры, проволочные заграждения и т. п. Устройство преград на фарватерах и входах в морские порты, особенно из затопленных судов, на длительное время выводит из строя порт или участок внутреннего водного пути, так как подъем и удаление затопленного судна занимает продолжительное время.

Эвакуация оборудования морских портов и внутренних водных путей сообщения позволяет сохранить его для последующего использования. При восстановлении морских портов и внутренних водных путей сообщения, у которых снято, демонтировано и эвакуировано основное их оборудование (средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, системы электро- и водоснабжения, оборудование судоходных шлюзов и т. п.), противник вынужден подвозить необходимое оборудование и затрачивать много труда на монтажные работы.

Однако необходимо учитывать, что эвакуация требует большого количества подвижного состава и судов и может быть успешной только в том случае, если железные дороги или водный транспорт не загружены не только в районе проведения эвакуации, но и на тыловых участках, куда будет отправляться эвакуированное имущество. Следует также учитывать, что одни объекты водного транспорта вообще не поддаются эвакуации, а демонтаж и погрузка других — требуют длительного времени и большой затраты труда. Поэтому эвакуацию, как вид заграждения, желательно применять заблаговременно, демонтируя и вывозя в тыл оборудование не нужное для обеспечения заданных объемов работы.

Эвакуация оборудования морских портов и внутренних водных путей сообщения должна входить составной частью в план заграждения портов и внутренних видных путей.

Эвакуация оборудования в зависимости от оперативной обстановки выполняется в один или два этапа. В связи с этим различают эвакуацию предварительную и окончательную. Предварительная эвакуация имеет целью вывоз излишнего оборудования портов и гидроузлов, а также вывод судов, которые не используются для обеспечения боевой действительности флота и воинских перевозок. Целью окончательной эвакуации является вывоз оборудования, материалов и вывод флота с прекращением эксплуатации порта или отдельного участка внутреннего водного пути.

Основными объектами предварительной эвакуации на внутренних водных путях сообщения являются: суда транспортного, технического и служебно-вспомогательного флота, не занятые в обеспечении боевой деятельности флота и воинских перевозок; оборудование судостроительных верфей и заводов; оборудование и имущество судоремонтных заводов и мастерских; излишние запасы материальных и топливных складов.

Объектами окончательной эвакуации является имущество и оборудование, которое может быть отправлено, но не вывезенное при предварительной эвакуации. Объекты, объем, и сроки предварительной и окончательной эвакуации устанавливаются планом, составляемым на основании приказа командования.

Таким образом, ни один из видов заграждения морских портов и внутренних водных путей сообщения не удовлетворяет полностью всем современным требованиям. В конкретных условиях боевой обстановки должны применяться в сочетании различные виды заграждений, среди которых основными являются минирование, устройство преград и разрушение, особенно подземными, наземными и подводными ядерными зарядами. Заражение оставляемых морских портов и объектов внутренних водных путей сообщения различными средствами значительно усиливает общий эффект заграждения.

Современные условия боевых действий на суше и на море требуют тесной увязки заграждения путей сообщений с оперативными замыслами командования. Широкое применение должны найти такие виды заграждений, которые позволяют быстро приводить их в действие, а также допускают заблаговременную подготовку и прекращение действия. В современных условиях в значительной степени возрастает роль резервов, планирование заграждений, обеспечение прикрытия заградительных работ, а также четкое и гибкое управление ими. Степень и глубина заграждения путей сообщения определяется вышестоящим командованием на основании приказов Министра обороны РФ в соответствии с планами проведений операций на театрах военных действий.

Заграждение внутренних водных путей сообщения и морских портов включает комплекс разнообразных работ, которые требуют для их выполнения привлечения значительных сил и средств.

Общее планирование работ по устройству заграждений на внутренних водных путях сообщения должно возлагаться на начальника военных сообщений фронта. Органы военных сообщений на водных путях сообщения должны разрабатывать планы устройства заграждений на водных путях сообщения, а также осуществлять общее руководство по подготовке и устройству заграждений на бассейне или на отдельном водном участке. Подробные планы заграждения объектов водных путей составляются исполнителями работ по заграждению. Исполнители работ по заграждению водных путей сообщения устанавливаются приказом командующего фронтом (флотом). Для разрушения основных сооружений на водных путях и в портах могут быть привлечены инженерные части фронта (флота), а также специальные формирования, приданные фронту.

Минирование сооружений и других береговых объектов водных путей сообщения осуществляется инженерными частями МО РФ. Минирование фарватеров и портовых акваторий на водных путях производится кораблями ВМФ.

Объем и характер заграждения морских путей и портов должен определяться соответствующими штабами флотов по согласованию со штабами фронтов. Для разрушения основных береговых объектов морских портов могут быть привлечены инженерные подразделения МО РФ, а также специальные формирования Федерального агентства морского и речного транспорта, приданные фронту или ВМФ. Минирование сооружений и других береговых объектов морских портов может производиться инженерными частями МО РФ. Минирование фарватеров и акваторий морских портов производится силами и средствами военно-морских баз.

Для производства работ по заражению объектов морских портов и внутренних водных путей сообщения привлекаются химические части фронта и флота. В зависимости от оперативной обстановки и наличия сил, средств и времени к работам по заграждению портов и внутренних водных путей могут быть привлечены другие части и подразделения МО РФ, а также спецформирования транспортных министерств.

Рассмотрение различных видов заграждения морских портов и внутренних водных путей сообщения позволяет отметить, что на заградительные работы затрачивается сравнительно много времени и труда. Эти работы не могут быть выполнены так быстро, как этого требуют темпы проведения современных операций, если к ним заранее не подготовиться. Поэтому успех заграждения морских портов и внутренних водных путей сообщения закладывается в ходе заблаговременной подготовки. Именно в этот период правильный выбор объектов и видов заграждения может создать условия, обеспечивающие достижение наибольшего заградительного эффекта при минимальной затрате сил и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: