Невзрывные инженерные заграждения

Невзрывные инженерные заграждения применяются с древних времён. В системе инженерных заграждений, создаваемых в обороне, они сохранили своё значение и в настоящее время. Бывают наземные и водные. По своему назначению они подразделяются на противотанковые, противопехотные и противодесантные.

При создании водных заграждений затоплением оно может быть активным или пассивным.

Активное затопление создаётся сбросом больших масс воды из существующих водохранилищ открытием затворов или разрушением гидротехнических сооружений (плотин, дамб). В этом случае волной попуска могут разрушаться мосты и другие сооружения в воде и на берегу.

Пассивное затопление местности создаётся накоплением воды перед водоподпорными сооружениями (плотинами, насыпями).

Заболачивание создаётся переувлажнением грунта.

Кроме того, могут создаваться огневодные заграждения (горящие на поверхности воды нефтепродукты).

К противотанковым невзрывным заграждениям относятся рвы (рис. 10.1), эскарпы (рис. 10.2), контрэскарпы (рис. 10.3), надолбы (деревянные, металлические, железобетонные, каменные) (рис. 10.4), барьеры в лесу из бревен (рис. 10.5) и на берегах водоемов из льда (рис. 10.6), заграждения из металлических ежей (рис. 10.7), баррикады в населенных пунктах (рис. 10.8), снежные валы (рис. 10.9), полосы обледенения на горных скатах (рис. 10.10), проруби на реках и водоемах (рис. 10.11), а также завалы в лесу (рис. 10.12) и населенных пунктах (рис. 10.13).

Рис. 10.1. Противотанковый ров

Противотанковые рвы устраивают на танкоопасных направлениях как на ровной местности, так и на пологих скатах с уклоном до 15°. Отрывают их землеройными машинами или взрывным способом.

Эскарпы и контрэскарпы устраивают на скатах, обращенных соответственно в сторону противника и в сторону своих войск, крутизной от 15 до 45°.

Рис. 10.2. Эскарпы (размеры в м)

Рис. 10.3. Контрэскарпы

Наиболее труднопроходимыми для танков противника являются надолбы, устраиваемые в три ряда из железобетонных тетраэдров, валунов, металлических прокатных балок и располагаемые в ущельях, теснинах, падях.

Рис. 10.4. Надолбы

Рис. 10.5. Барьеры в лесу из брёвен (размеры в м):

а —из бревен; б —из бревен и камня

Барьеры из бревен устраиваются на дорогах, просеках и на участках редкого леса.

Рис. 10.6. Барьеры из льда (размеры в м)

Барьеры из льда устраиваются на берегах водоемов при толщине льда более 20 см. Лед для устройства барьеров берут у берега водоема из полыньи.

Рис. 10.7. Ежи

Заграждения из ежей устраиваются на дорогах, улицах населенных пунктов в 2 - 4 ряда в шахматном порядке. Ежи скрепляют между собой балками или брёвнами с помощью колючей проволоки.

Рис. 10.8. Баррикады в населённых пунктах (размеры в м)

Баррикады устраиваются в населённых пунктах на улицах и в промежутках между строениям из кирпича, камня, мешков с землёй и других местных материалов. Их скрепляют с прочными строениями и оградами.

Рис. 10.9. Снежные валы (размеры в м)

Снежные валы устраиваются из рыхлого снега. Снежный покров впереди вала оставляют нетронутым. Поверхность вала слегка утрамбовывают, переход от вала к снеговому покрову делают плавным.

Рис. 10.10. Полосы обледенения на горных скатах

Полосы обледенения устраиваются на передних скатах с крутизной не менее 15о. Снег с намеченной полосы обледенения сгребают в сторону противника, затем на ней намораживают ледяную корку. Намораживание производят слоями поперёк ската.

Рис. 10.11. Проруби на реках и водоёмах (размеры в м)

Проруби устраиваются с помощью бензомоторных пил на водоёмах вдоль своего берега при толщине льда свыше 20 см. Вынутый лёд используют для устройства барьеров в промежутках между прорубями.

Рис. 10.12. Завалы в лесу

Завалы в лесу устраиваются глубиной не менее 30 м на опушках, полянах и дорогах из деревьев диаметром не менее 20 см с расстоянием между ними не более 6 м. Комли деревьев крепят к пням, высота которых должна быть 60 - 120 см, проволокой.

Рис. 10.13. Завалы в населённых пунктах

Завалы в населённых пунктах устраиваются на улицах в промежутках между постройками с использованием разрушенных зданий.

Противопехотные невзрывные заграждения бывают переносные и постоянные. Их устраивают, как правило, из колючей и гладкой проволоки. К ним относятся малозаметные проволочные препятствия (МЗП) (рис. 10.14), спирали (рис. 10.15), рогатки (рис. 10.16), ежи (рис. 10.17) и др.

Переносные проволочные заграждения применяются в основном для быстрого закрытия проходов в разрушенных участках заграждений или когда устройство других заграждений затруднено.

К постоянным заграждениям относятся проволочные сети на высоких (рис. 10.18) и низких (рис. 10.19) кольях, проволочные заборы (рис. 10.20), проволока внаброс (рис. 10.21), силки, петли, оплетка колючей проволокой пней, деревьев. В пустынной и степной местности устраивают “волчьи ямы”, а зимой делают обледенение скатов.

Рис. 10.14. Малозаметное препятствие

Малозаметное препятствие устанавливается расчётом в составе 8 человек. Нижние концы развёрнутой сети прикрепляют к земле колышками-рогульками через 1 м по периметру. Между собой сети соединяют вверху и внизу через 1 м кольцами или проволокой. МЗП являются одновременно и противотанковыми заграждениями. Масса одного пакета МЗП 26 кг, размеры в свёрнутом виде 120х60х12 см, в развёрнутом – 10х10 м.

Рис. 10.15. Проволочные спирали (размеры в м)

Рис. 10.16. Проволочные рогатки (размеры в м)

Три крестовины из заострённых по концам кольев скрепляют продольной жердью и оплетают колючей проволокой. Рогатки скрепляют между собой проволокой и прикрепляют к земле кольями.

Рис. 10.17. Проволочные ежи (размеры в м)

Три заострённых по концам кольев (высотой 1,5 м каждый) скрепляют посередине и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой проволокой и прикрепляют к земле кольями.

Рис. 10.18. Проволочные сети на высоких кольях (размеры в м)

Сети устраиваются из 3 - 5 рядов кольев, забитых в грунт в шахматном порядке и оплетённых колючей проволокой.

Рис. 10.19. Проволочные сети на низких кольях (размеры в м)

Сети устраиваются из нескольких рядов кольев, забитых в грунт в шахматном порядке и оплетённых колючей проволокой.

Рис. 10.20. Проволочные заборы (размеры в м)

Заборы устраиваются из одного ряда кольев, оплетённых пятью нитями колючей проволоки, усиленных оттяжками с дополнительными тремя горизонтальными нитями на них.

Рис. 10.21. Проволока внаброс

Проволока внаброс применяется при ограниченном количестве времени, а также при отсутствии кольев или невозможности их забивки в грунт. Устанавливают в траве, на болотистых участках, лесосеках, в местах, покрытых камнями и валунами.

Противотанковые и противопехотные невзрывные заграждения применяют самостоятельно и в сочетании с другими видами заграждений (например, с минно-взрывными заграждениями и с сигнальными минами).

К противодесантным заграждениям относятся двурогие надолбы, бетонные тетраэдры, сборные железобетонные рогатки, металлические и железобетонные ежи и надолбы свайного типа. Их устанавливают в воде, как правило, с плавательных средств.

Расположение невзрывных заграждений не должно быть шаблонным.

При устройстве невзрывных заграждений в них устраиваются проходы для обеспечения пропуска своих сил. Для быстрого закрытия этих проходов выделяют расчеты с необходимым количеством невзрывных средств или мин.

Маскировка невзрывных заграждений достигается:

выбором соответствующих типов заграждений в зависимости от условий местности (расположение заграждений в высокой траве, кустарнике, лесу, посевах, на обратных скатах высот и т.п.);

маскировочным окрашиванием конструкций заграждений;

применением искусственных масок;

устройством ложных заграждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: