Для борьбы с массовыми пожарами, принявшими характер стихийного бедствия, по решению начальника регионального центра привлекаются спасательные воинские формирования МЧС России (спасательные центры). На них, в этом случае, обычно возлагаются задачи по тушению и локализации пожаров, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в их очаге, ликвидации последствий пожаров.
Инженерное обеспечение тушения ландшафтных пожаров силами спасательных воинских формирований включает:
инженерную разведку района пожаров и путей выдвижения к этому району;
подготовку и содержание путей выдвижения к местам тушения пожара, а также к местам забора воды из существующих и вновь оборудованных водоисточников;
устройство искусственных водоемов и мест забора воды из существующих водоисточников;
устройство заградительных и минерализованных полос, засыпка остаточных очагов пожаров и освобождение района пожара от погибших деревьев.
Инженерная разведка ведется всеми подразделениями спасательных воинских формирований в интересах выполнения поставленных им задач. В ходе ее ведения необходимо установить:
|
|
состояние путей выдвижения к очагу пожара и к существующим водоисточникам, места пригодные для оборудования искусственных водоемов и ориентировочные объемы работ для их устройства;
наиболее целесообразные направления для устройства заградительных и минерализованных полос и канав;
состояние путей эвакуации, а также объем мероприятий по ликвидации последствий пожара.
В ходе разведки определяется проходимость грунтов различными видами применяемой техники.
При подготовке путей выдвижения к очагу пожара и существующим водоисточникам используются дороги с твердым покрытием, лесные дороги, просеки.
Для выдвижения спасательных воинских формирований к очагу пожара пути готовятся из расчета один-два пути на спасательный центр (СЦ МЧС России) до рубежа, от которого он развертываются для выполнения задач отдельными подразделениями. До указанного рубежа пути, как правило, готовятся силами инженерно-технических подразделений, а для их содержания могут привлекаться и другие подразделения СЦ МЧС России. Пути развертывания для выхода подразделений непосредственно к местам работ готовятся силами этих подразделений.
Устройство искусственных водоемов осуществляется, как правило, инженерно-техническими (аварийно-спасательными, пожарными) подразделениями, для чего им на усиление необходимо выделять инженерную технику: бульдозеры, экскаваторы и др.
Водоемы устраиваются созданием небольших плотин на малых реках и ручьях, а также отрывкой котлованов (рис. 11.7) в низких и заболоченных местах.
|
|
а б
Рис. 11.7. Схемы искусственного противопожарного водоема:
а – водоем-копань в выемке; б – водоем-копань в полувыемке-полунасыпи
Места забора воды из существующих водоисточников оборудуются съездами и рабочими площадками. Подъездные пути к оборудованным водоемам и местам забора воды на существующих водоисточниках готовятся подразделениями использующими их или инженерно-техническими подразделениями.
Заградительные и минерализованные полосы и канавы являются эффективными преградами на путях распространения огня. Направления полос выбираются в зависимости от вида пожара, скорости его распространения, погодных условий. Их ширина (глубина) и длина также находятся в зависимости от этих условий, а также и от их предназначения. Рекомендуемая минимальная ширина минерализованной полосы 4 – 5 м. Оборудуется обнажением грунта путем срезания дерна, перепахиванием или путем отрывки траншей. Для устройства защитных и минерализованных полос целесообразно применять высокопроизводительную землеройную технику подразделений: инженерные машины разграждения, бульдозеры (рис. 11.8), экскаваторы, а также технику, выделенную на усиление подразделений. При устройстве заградительных минерализованных полос с помощью бульдозеров и другой техники вблизи работающих машин должен находиться тягач на случай необходимости вывода отказавшей техники в безопасное место. В местах, где использование инженерной техники затруднено, для устройства заградительных и минерализованных полос применяются взрывчатые вещества.
Рис. 11.8. Оборудование минерализованной полосы с применением бульдозера
Нештатные АСФ, спасательные воинские формирования МЧС России и воинские подразделения МО России, направленные на тушение лесного пожара, сохраняют свою организационную структуру.
Контрольные вопросы:
1. Превентивные мероприятия, проводимые лесхозами по повышению пожароустойчивости лесов.
2. Основные задачи инженерного обеспечения тушения ландшафтных пожаров.
3. Что должны установить подразделения инженерной разведкой?
4. Рекомендуемая ширина минерализованной полосы.
ГЛАВА 12. ПЛАНИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
12.1. Цели, общие принципы и требования к планированию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций
Планирование инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется с целью создания благоприятных условий для организованного, целенаправленного и своевременного выполнения АСДНР при ликвидации ЧС в мирное время. Планирование инженерного обеспечения организуется заранее, еще до возникновения ЧС, и включает: прогнозирование, сбор и оценку данных обстановки; принятие решения на организацию инженерного обеспечения; рекогносцировку; организацию взаимодействия; разработку планирующих документов их согласование и утверждение у вышестоящих начальников.
Планирование - основа организации инженерного обеспечения и поэтому в результате его осуществления в условиях возможной обстановки должны быть решены вопросы: что (какая задача, ее объем), где (конкретно на местности), кто (какими силами) и когда (сроки по времени) должна быть выполнена задача с определением потребных средств.
Основными принципами планирования инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС являются: научность; реальность; ориентация на достижение конечных результатов; учет особенностей регионов и характера ЧС; обеспечение постоянной готовности сил (или ее части) к выполнению задач; согласованность планов действий на всех уровнях - объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном; учет общегосударственных интересов, а также возможностей и интересов территорий и объектов экономики.
|
|
Принцип научности планирования, прежде всего, состоит в том, что возможность возникновения, прогнозирования обстановки при различных чрезвычайных ситуациях, ее анализ, принятие решения и проведение АСДНР должно осуществляться на основе расчётов, которые, в свою очередь, должны проводиться на основе новейших достижений науки и техники.
Принцип научности требует обоснования расчётами каждого решения на выполнение всех задач инженерного обеспечения.
В тесной связи с принципом научности планирования находится принцип реальности. Планирование инженерного обеспечения должно строго соответствовать реальным возможностям сил, выделяемым для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации.
Реальными должны быть и сроки проведения АСДНР, с учетом эффективности спасения людей, в этом и состоит принцип ориентирования на достижение конечных результатов.
Очень важным при планировании инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций является учёт особенностей регионов и характера самой ситуации. Это в значительной степени определяет приоритетность задач инженерного обеспечения и их объемы. Так при планировании инженерного обеспечения действий сил в Северо-Западном, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском регионах серьезное внимание следует уделять подготовке и содержанию путей и переправ через водные преграды, а наиболее частыми чрезвычайными ситуациями в этих регионах являются лесные пожары, наводнения, ураганы, метели, заторы на реках.
|
|
В свою очередь в Северо-Кавказском, Забайкальском регионах большое внимание при планировании следует уделять добыче и очистке воды для населения и спасателей, а наиболее частыми чрезвычайными ситуациями являются землетрясения, наводнения, ураганы.
Принцип постоянной готовности сил к выполнению задач требует систематически планировать и проводить занятия, военные игры и командно-штабные учения как с органами управления, так и с населением.
Обычно планы согласовываются в следующей последовательности: региональные центры в соответствии с организационно-методическими указаниями МЧС отдают распоряжения в территориальные (местные, объектовые) органы управления, определяя при этом форму планов, сроки завершения планирования и порядок представления планов на утверждение. Объектовые (местные, территориальные) органы управления осуществляют разработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установленные вышестоящими органами сроки, докладывают планы на утверждение. Территориальные (региональные, федеральные) органы управления на основе полученных исходных данных от местных (объектовых, территориальных) органов управления осуществляют планирование в соответствующей инстанции и докладывают исходные данные в вышестоящий орган управления, а план на утверждение.