Инженерное обеспечение тушения ландшафтных пожаров силами спасательных воинских формирований МЧС России

Для борьбы с массовыми пожарами, принявшими характер стихийного бедствия, по решению начальника регионального центра привлекаются спасательные воинские формирования МЧС России (спасательные центры). На них, в этом случае, обычно возлагаются задачи по тушению и локализации пожаров, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в их очаге, ликвидации последствий пожаров.

Инженерное обеспечение тушения ландшафтных пожаров силами спасательных воинских формирований включает:

инженерную разведку района пожаров и путей выдвижения к этому району;

подготовку и содержание путей выдвижения к местам тушения пожара, а также к местам забора воды из существующих и вновь оборудованных водоисточников;

устройство искусственных водоемов и мест забора воды из существующих водоисточников;

устройство заградительных и минерализованных полос, засыпка остаточных очагов пожаров и освобождение района пожара от погибших деревьев.

Инженерная разведка ведется всеми подразделениями спасательных воинских формирований в интересах выполнения поставленных им задач. В ходе ее ведения необходимо установить:

состояние путей выдвижения к очагу пожара и к существующим водоисточникам, места пригодные для оборудования искусственных водоемов и ориентировочные объемы работ для их устройства;

наиболее целесообразные направления для устройства заградительных и минерализованных полос и канав;

состояние путей эвакуации, а также объем мероприятий по ликвидации последствий пожара.

В ходе разведки определяется проходимость грунтов различными видами применяемой техники.

При подготовке путей выдвижения к очагу пожара и существующим водоисточникам используются дороги с твердым покрытием, лесные дороги, просеки.

Для выдвижения спасательных воинских формирований к очагу пожара пути готовятся из расчета один-два пути на спасательный центр (СЦ МЧС России) до рубежа, от которого он развертываются для выполнения задач отдельными подразделениями. До указанного рубежа пути, как правило, готовятся силами инженерно-технических подразделений, а для их содержания могут привлекаться и другие подразделения СЦ МЧС России. Пути развертывания для выхода подразделений непосредственно к местам работ готовятся силами этих подразделений.

Устройство искусственных водоемов осуществляется, как правило, инженерно-техническими (аварийно-спасательными, пожарными) подразделениями, для чего им на усиление необходимо выделять инженерную технику: бульдозеры, экскаваторы и др.

Водоемы устраиваются созданием небольших плотин на малых реках и ручьях, а также отрывкой котлованов (рис. 11.7) в низких и заболоченных местах.

а б

Рис. 11.7. Схемы искусственного противопожарного водоема:

а – водоем-копань в выемке; б – водоем-копань в полувыемке-полунасыпи

Места забора воды из существующих водоисточников оборудуются съездами и рабочими площадками. Подъездные пути к оборудованным водоемам и местам забора воды на существующих водоисточниках готовятся подразделениями использующими их или инженерно-техническими подразделениями.

Заградительные и минерализованные полосы и канавы являются эффективными преградами на путях распространения огня. Направления полос выбираются в зависимости от вида пожара, скорости его распространения, погодных условий. Их ширина (глубина) и длина также находятся в зависимости от этих условий, а также и от их предназначения. Рекомендуемая минимальная ширина минерализованной полосы 4 – 5 м. Оборудуется обнажением грунта путем срезания дерна, перепахиванием или путем отрывки траншей. Для устройства защитных и минерализованных полос целесообразно применять высокопроизводительную землеройную технику подразделений: инженерные машины разграждения, бульдозеры (рис. 11.8), экскаваторы, а также технику, выделенную на усиление подразделений. При устройстве заградительных минерализованных полос с помощью бульдозеров и другой техники вблизи работающих машин должен находиться тягач на случай необходимости вывода отказавшей техники в безопасное место. В местах, где использование инженерной техники затруднено, для устройства заградительных и минерализованных полос применяются взрывчатые вещества.

Рис. 11.8. Оборудование минерализованной полосы с применением бульдозера

Нештатные АСФ, спасательные воинские формирования МЧС России и воинские подразделения МО России, направленные на тушение лесного пожара, сохраняют свою организационную структуру.

Контрольные вопросы:

1. Превентивные мероприятия, проводимые лесхозами по повышению пожароустойчивости лесов.

2. Основные задачи инженерного обеспечения тушения ландшафтных пожаров.

3. Что должны установить подразделения инженерной разведкой?

4. Рекомендуемая ширина минерализованной полосы.

ГЛАВА 12. ПЛАНИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

12.1. Цели, общие принципы и требования к планированию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций

Пла­ни­ро­ва­ние ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­ту­аций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра осу­ще­ствля­ет­ся с це­лью со­зда­ния бла­го­при­ят­ных усло­вий для ор­га­ни­зо­ван­но­го, це­ле­на­прав­лен­но­го и свое­вре­мен­но­го вы­пол­не­ния АСДНР при лик­ви­да­ции ЧС в мир­ное вре­мя. Пла­ни­ро­ва­ние ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния ор­га­ни­зу­ет­ся за­ра­нее, еще до воз­ни­кно­ве­ния ЧС, и вклю­ча­ет: про­гно­зи­ро­ва­ние, сбор и оцен­ку дан­ных об­ста­нов­ки; при­ня­тие ре­ше­ния на ор­га­ни­за­цию ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния; ре­ког­но­сци­ро­вку; ор­га­ни­за­цию вза­имо­дейс­твия; раз­ра­бо­тку пла­ни­ру­ющих до­ку­мен­тов их со­гла­со­ва­ние и утвер­жде­ние у вы­шес­то­ящих на­ча­ль­ников.

Пла­ни­ро­ва­ние - осно­ва ор­га­ни­за­ции ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния и по­это­му в ре­зу­ль­та­те его осу­ще­ствле­ния в усло­ви­ях воз­мож­ной об­ста­нов­ки долж­ны быть ре­ше­ны во­про­сы: что (ка­кая за­да­ча, ее объем), где (кон­крет­но на мест­но­сти), кто (ка­ки­ми си­ла­ми) и ког­да (сро­ки по вре­ме­ни) должна быть вы­пол­нена за­да­ча с опре­де­ле­ни­ем по­треб­ных средств.

Основ­ны­ми прин­ци­па­ми пла­ни­ро­ва­ния ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции ЧС яв­ля­ют­ся: на­уч­ность; ре­аль­ность; ори­ен­та­ция на до­сти­же­ние ко­неч­ных ре­зу­ль­та­тов; учет осо­бен­но­стей ре­ги­онов и ха­рак­те­ра ЧС; обес­пе­че­ние по­сто­ян­ной го­то­внос­ти сил (или ее час­ти) к вы­пол­не­нию за­дач; со­гла­со­ван­ность пла­нов дейс­твий на всех уров­нях - объ­ек­то­вом, мест­ном, тер­ри­то­ри­аль­ном, ре­ги­она­ль­ном и фе­де­ра­ль­ном; учет об­ще­го­су­дарс­твен­ных ин­те­ре­сов, а так­же воз­мож­но­стей и ин­те­ре­сов тер­ри­то­рий и объектов эко­но­мики.

Прин­цип на­уч­но­сти пла­ни­ро­ва­ния, пре­жде все­го, со­сто­ит в том, что воз­мож­ность воз­ни­кно­ве­ния, про­гно­зи­ро­ва­ния об­ста­нов­ки при раз­лич­ных чрез­вы­чай­ных си­ту­аци­ях, ее ана­лиз, при­ня­тие ре­ше­ния и про­ве­де­ние АСДНР долж­но осу­ще­ствля­ть­ся на осно­ве рас­чё­тов, ко­то­рые, в свою оче­редь, долж­ны про­во­ди­ть­ся на осно­ве но­вей­ших до­сти­же­ний на­уки и тех­ни­ки.

Прин­цип на­уч­но­сти тре­бу­ет обо­сно­ва­ния рас­чё­та­ми каж­до­го ре­ше­ния на вы­пол­не­ние всех за­дач ин­же­нер­но­го обес­пе­чения.

В тес­ной свя­зи с прин­ци­пом на­уч­но­сти пла­ни­ро­ва­ния на­хо­дит­ся прин­цип ре­аль­но­сти. Пла­ни­ро­ва­ние ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния долж­но стро­го со­от­ветс­тво­вать ре­аль­ным воз­мож­но­стям сил, вы­де­ля­емым для лик­ви­да­ции воз­ни­кшей чрез­вы­чай­ной си­ту­ации.

Ре­аль­ны­ми долж­ны быть и сро­ки про­ве­де­ния АСДНР, с уче­том эф­фек­ти­внос­ти спа­се­ния лю­дей, в этом и со­сто­ит прин­цип ори­ен­ти­ро­ва­ния на до­сти­же­ние ко­неч­ных ре­зу­ль­татов.

Очень важ­ным при пла­ни­ро­ва­нии ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­ту­аций яв­ля­ет­ся учёт осо­бен­но­стей ре­ги­онов и ха­рак­те­ра са­мой си­ту­ации. Это в зна­чи­те­ль­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет при­ори­тет­ность за­дач ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния и их объемы. Так при пла­ни­ро­ва­нии ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния дейс­твий сил в Се­ве­ро-За­пад­ном, За­пад­но-Си­бирс­ком и Вос­точ­но-Си­бирс­ком ре­ги­онах се­рь­е­зное вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лять под­го­тов­ке и со­де­ржа­нию пу­тей и пе­ре­прав че­рез вод­ные пре­гра­ды, а наи­бо­лее час­ты­ми чрез­вы­чай­ны­ми си­ту­аци­ями в этих ре­ги­онах яв­ля­ют­ся лес­ные пожары, наводнения, ура­га­ны, ме­те­ли, за­то­ры на реках.

В свою оче­редь в Се­ве­ро-Кав­казс­ком, За­бай­ка­льс­ком ре­ги­онах бо­ль­шое вни­ма­ние при пла­ни­ро­ва­нии сле­ду­ет уде­лять до­бы­че и очис­тке во­ды для на­се­ле­ния и спа­са­те­лей, а наи­бо­лее час­ты­ми чрез­вы­чай­ны­ми си­ту­аци­ями яв­ля­ют­ся зем­ле­тря­се­ния, на­вод­не­ния, ура­ганы.

Прин­цип по­сто­ян­ной го­то­внос­ти сил к вы­пол­не­нию за­дач тре­бу­ет сис­те­ма­ти­че­ски пла­ни­ро­вать и про­во­дить за­ня­тия, военные иг­ры и ко­манд­но-штаб­ные уче­ния как с ор­га­на­ми управ­ле­ния, так и с на­се­ле­ни­ем.

Обыч­но пла­ны со­гла­со­вы­ва­ют­ся в сле­ду­ющей по­сле­до­ва­те­ль­но­сти: ре­ги­она­ль­ные цен­тры в со­от­ветс­твии с ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­ди­че­ски­ми ука­за­ни­ями МЧС от­да­ют рас­по­ря­же­ния в тер­ри­то­ри­аль­ные (мест­ные, объ­ек­то­вые) ор­га­ны управ­ле­ния, опре­де­ляя при этом фор­му пла­нов, сро­ки за­вер­ше­ния пла­ни­ро­ва­ния и по­ря­док пред­став­ле­ния пла­нов на утвер­жде­ние. Объ­ек­то­вые (мест­ные, тер­ри­то­ри­аль­ные) ор­га­ны управ­ле­ния осу­ще­ствля­ют раз­ра­бо­тку пла­нов дейс­твий по пре­ду­пре­жде­нию и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­ту­аций и уста­но­влен­ные вы­шес­то­ящи­ми ор­га­на­ми сро­ки, до­кла­ды­ва­ют пла­ны на утвер­жде­ние. Тер­ри­то­ри­аль­ные (ре­ги­она­ль­ные, фе­де­ра­ль­ные) ор­га­ны управ­ле­ния на осно­ве по­лу­чен­ных ис­ход­ных дан­ных от мест­ных (объектовых, тер­ри­то­ри­аль­ных) ор­га­нов управ­ле­ния осу­ще­ствля­ют пла­ни­ро­ва­ние в со­от­ветс­тву­ющей инс­тан­ции и до­кла­ды­ва­ют ис­ход­ные дан­ные в вы­шес­то­ящий орган управления, а план на утвер­ждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: