Иерархическая власть на предприятии также пошатнулась

Другая форма власти, которую пошатнули новые технологии, это власть, регулирующая мир предприятия. Ибо даже на рабочем месте молодые зачастую гораздо свободнее чувствуют себя лицом к лицу с инновациями, нежели старшие... которые являются их начальниками. Такое положение констатирует Андреас Агатоклеус, уполномоченный Национального агентства по улучшению условий труда (ANACT) и специалист по новым технологиям информации и коммуникации (NTIC). «Я видел одного начальника службы предпенсионного возраста, который составлял свои электронные письма с помощью ручки и бумаги и просил свою помощницу отправить их для него с его компьютера». И вывод: «Очевидно, что он чувствовал себя неловко в этой ситуации. Многие из тех, кто ныне облечен властью, чувствуют себя сегодня не в своей тарелке, потому что развитие технологий происходит слишком быстро для их способностей к обучению».

С тех пор многие социологи, наблюдая за опытом выскочек, предсказали — или представили — восшествие на престол предприятий нового типа, где иерархия была бы сведена почти к нулю. Речь скорее шла не о приходе к власти молодежи, а о становлении предприятий, где информация работает в «свободном доступе» в духе полной прозрачности. В дыхании новой экономической мысли расцвело целое литературное направление. Самой широко разрекламированной книгой стала, несомненно, «Фанки бизнес, капитал пляшет под дудочку таланта» Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстраля 6. Несколько хороших идей и хорошо организованный промоушн: оба автора книги, профессора менеджмента из Стокгольм-

6 Jonas Ridderstrale et Kjell Nordstrom, Funky business, le talent fait danser le capital, Les Echos Editions, 2000.


7. Детский государственный переворот

ской Школы экономики, работали над своим имиджем, как рок-звезды: кожаные куртки, наголо обритые черепа, модные очки. Они предрекали конец пирамидального (то есть крайне иерархического) предприятия и рождение «плоского предприятия». Эта книга пролилась спасительным дождем на мир выскочек, которые объявляли об организации, основанной на креативности и ответственности каждого. Интернет-портал Spray стал эмблемой этой тенденции, которая произвела тогда впечатление мощного движения. Кьелл Нордстрем, его великий гуру, заседал в административном совете Spray. Никакого расписания, но сауна, тренажерный зал и непринужденность команды, чей средний возраст не превышал двадцати четырех лет. Его кредо? Оставьте вашему персоналу максимум автономии, и вы получите от него лучшие результаты.

Весьма затруднительно отличить модный феномен от глубинной тенденции. Остается сказать, что в сентябре 2000 года Spray был перекуплен другим порталом, гигантом Lycos. Конец шутки, возвращение к экономической реальности? Для Алена д'Ирибарна, директора по исследованиям CNRS и знаменитого теоретика менеджмента, модель выскочки не может стать всеобщей. «Такой вид организации возможен только в небольшой, гиперреактивной структуре, которая стремится прежде всего к инновациям, ноне к промышленному развитию. Пусть предприятие вырастет, и тогда в дело вступит процесс рационализации». Другими словами, переход от лаборатории — генератора идей к рентабельному предприятию решительно требует определенной структуризации работы. И иерархии. Кроме того, замечает Андреас Агатоклеус, сотрудники выскочек были не такими, как все. «Это были молодые люди без семейных обязательств, которые соглашались на ненормированный рабочий день. Без какой бы то ни было поддержки профсоюзных структур».

По мнению Алена д'Ирибарна, лучше всего сохранять спокойствие, какие бы теории о предприятиях без иерархии ни появлялись на свет. «Если вы посмотрите на историю


Дети процессора

капитализма, вы обнаружите, что периоды перемен всегда давали место утопическим дискуссиям в качестве оправдания. Призвание таких разговоров заключается в первую очередь в том, чтобы ускорить открытие рынков. После открытия Америки, например, считалось необходимым вкладывать деньги в новый континент. И это вызывало рывок, достойный нашей новой экономики!» Словом, чтобы спровоцировать интерес вокруг какого-либо сектора экономики, нужно лишь создать ему рекламу, любыми средствами, пусть даже демагогическими...

Если новая экономика как модная концепция уже забыта, авторитет тем не менее не выйдет невредимым из этой ситуации. Но опять же, стоит ли обвинять в этом новые технологии? Процесс изменения традиционной организации, во всяком случае, начался с технологического бума. Первые сбои на предприятих с высокой степенью иерархичности проявились в конце 70-х годов. «Конец периода экономического подъема Славных Тридцатых вкупе со вторым нефтяным шоком проявил для организаций необходимость быть более быстрыми и более гибкими перед лицом более непредсказуемой конъюнктуры», — объясняет Ален д'Ирибарн. Это была первая атака на тяжести иерархии, тем более чувствительная во Франции, где традиция разделения общества укоренилась очень глубоко. Кроме того, новые технологии обеспечивают действительно лучшую циркуляцию информации в профессиональной среде, что требует пересмотра функций руководящего состава. Пример? Ан-дреас Агатоклеус приводит случай пятидесятилетней работницы небольшого предприятия, производящего автомобильные сиденья: «Она никогда не вступала в контакт с клиентами или конструкторами в течение двадцати лет своей карьеры. Налаживать связи было обязанностью ее начальника. Но с появлением электронной почты клиенты стали обращаться непосредственно к ней. Она была вынуждена отвечать, пусть даже ей приходилось находить новую информацию. И ей не всегда надо звать на помощь шефа». Вывод: руководя-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: