Цели и задачи самостоятельной работы студентов

Важным элементом современного высшего образования является самостоятельная подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально–оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его участия.

Самостоятельная работа предусматривается учебными планами кафедр, учебной частью, методическими службами учебного заведения и контролируется преподавателями.

Выпускающая кафедра разрабатывает стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективом кафедры разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы контрольных работ для ОЗО.

3. Темы рефератов и докладов.

4. Темы курсовых работ и дипломных проектов.

5. Темы научных студенческих работ и проектов.

6. Списки обязательной и дополнительной литературы.

7. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.

Основой самостоятельной работы служит научно–теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы и для ее организации должен тщательно отбираться учебный материал.

В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики, с которыми необходимо знакомить студентов, стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа систематически контролируется преподавателями.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.

Самостоятельная работа способствует:

– углублению и расширению знаний;

– формированию интереса к познавательной деятельности;

– овладению приемами процесса познания;

– развитию познавательных способностей студентов.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: