Важным элементом современного высшего образования является самостоятельная подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать.
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально–оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его участия.
|
|
Самостоятельная работа предусматривается учебными планами кафедр, учебной частью, методическими службами учебного заведения и контролируется преподавателями.
Выпускающая кафедра разрабатывает стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.
Коллективом кафедры разрабатываются:
1. Система заданий для самостоятельной работы.
2. Темы контрольных работ для ОЗО.
3. Темы рефератов и докладов.
4. Темы курсовых работ и дипломных проектов.
5. Темы научных студенческих работ и проектов.
6. Списки обязательной и дополнительной литературы.
7. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.
Основой самостоятельной работы служит научно–теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы и для ее организации должен тщательно отбираться учебный материал.
В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики, с которыми необходимо знакомить студентов, стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа систематически контролируется преподавателями.
Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.
Самостоятельная работа способствует:
– углублению и расширению знаний;
– формированию интереса к познавательной деятельности;
– овладению приемами процесса познания;
– развитию познавательных способностей студентов.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.