Организационные формы самостоятельной работы

В процессе обучения главное внимание должно быть обращено на организацию самостоятельной работы студентов в тех ее видах, формах и способах, которые представляют собой новую стратегию подготовки специалистов – не только формирование теоретического мышления, но и целенаправленное формирование профессиональной подготовленности специалиста для работы в современном обществе.

Самостоятельная работа неотделима от понятия «умственная самостоятельность», которая в своюочередь, обеспечивается познавательной и умственной активностью, наличием творческих умений и навыков для приобретения знаний и применением их на практике. Следовательно, необходимыми компонентами умственной самостоятельности являются познавательная и творческая самостоятельность. Умственная самостоятельность есть способность к овладению общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, для приобретения знаний.

Познавательная деятельность активизируется проблемным обучением, развитием самостоятельного логического мышления и, наконец, формированием умственной самостоятельности студентов. Средством активизации познавательной деятельности студентов является система работы педагога в направлении подбора поисковых познавательных и практических задач. Основой этой системы является постепенное увеличение самостоятельности путем усложнения содержания обучения, мыслительных задач, а также системы дидактических приемов и принципов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся в вузе.

Студент должен:

– овладеть логическим методом познания изучаемого материала и его использования в своей практической деятельности при составлении плана, схем, таблиц, объяснении отдельных трудных выражений; привлечении материала первоисточников;

– уметь решать определенные логические задачи в процессе самостоятельного изготовления наглядных пособий, при постановке вопросов отвечающему студенту по теме занятия, при самостоятельной подготовке к выступлению по определенной теме;

– все это заставляет глубже осмыслить изучаемый материал.

Умственная самостоятельность имеет два уровня:

– отражателъно–воспроизводящий;

– отражательно–творческий.

В современной практике преподавания больше внимания уделяется развитию воспроизводящей познавательной деятельности (выполнение заданий по образцу), а не отражательно–творческой.

Значение преподавателя в организации отражательно–творческой умственной самостоятельности состоит в следующем: он ставит цель, продумывает процесс работы и средства достижения цели, учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности обучающихся, определяет систему методов, которые обеспечивают успех в работе.

Для успешной самостоятельной работы студенту необходимы организованность, систематичность и плановость. Если студент под руководством преподавателя овладеет умениями и навыками познания реальной действительности, научится самостоятельно работать с учебными пособиями, ценить и правильно рассчитывать свое время и сможет применять знанияна практике, то самостоятельность станет чертой личности, а непосредственное руководство со стороны педагога заменится опосредованным, косвенным.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской.

Другая форма самостоятельной работы – аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая консультативная самостоятельная работа. В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта самостоятельной работы студентов, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого–педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: