Цели и задачи научно–исследовательской работы студентов

Повышение эффективности и результативности форм и методов вузовского обучения связано с внедрением в учебный процесс элементов самостоятельного научного исследования и учебного поиска.

В ходе современного реформирования высшей школы наметилась тенденция к усилению исследовательской направленности обучения, реализация которой на учебной лекции представляется наиболее сложной в методическом плане задачей. Зачастую вузовская учебная лекция читается в традиционно повествовательном стиле и рассматривается поэтому как пассивная форма обучения, когда студент просто слушает и конспектирует лекцию. Активизация объекта обучения возможна только в том случае, если лекция является проблемной, т.е. такой, когда уже исследованный вопрос излагается исследовательски, с постановкой проблемы и демонстрацией ее решения методами научного исследования. А установление обратной связи с аудиторией делает студентов как бы соучастниками самого процесса научного исследования. Современная учебная лекция должна способствовать приобщению студентов к научным исследованиям, формированию у них исследовательских умений и навыков.

Но наиболее эффективное и дидактически результативное приобщение студентов к самостоятельному учебному поиску и научно–исследовательской работе обеспечивают такие организационные формы обучения, как практические и семинарские занятия, лабораторные занятия и спецпрактикумы. Так на семинарских занятиях возможно изложение и защита студентом перед студенческой аудиторий и преподавателем результатов своих научных исследований.

Именно указанные формы учебных занятий, на которых студенты привлекаются к проведению самостоятельной учебно–исследовательской работы, развивают у них такие сложные формы мыслительной деятельности, как умение анализировать различные явления и процессы, применять индуктивный и дедуктивный методы, умение синтезировать, обобщать, делать выводы и т. д., т. е. научное мышление.

Элементы самостоятельного научного исследования способствуют активизации студентов в вузовском учебном процессе, прививают ему исследовательские умения и навыки, формируя качества, необходимые творческому специалисту. С овременные требования к специалистам в области экономики, организации и управления производством в рамках отрасли обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию.

Цель научно–исследовательской и учебно–исследовательской работы студентов состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов и повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения.

Основными задачами научно–исследовательской работы со студентами являются:
– формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно–исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах;
– развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
– выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач экономической науки;
– подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно–педагогических и научных кадров университета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: