Условия транспортирования и хранения жидких грузов

Жидкие грузы перевозят в специальном подвижном составе – цистернах (нефть и нефтепродукты, кислоты, сжиженные газы), бункерных полувагонах (битумы), автомобилях-бензовозах, молоковозах и др., грузовых судах – танкерах. Железнодорожные цистерны делятся на следующие три типа: для перевозки нефтепродуктов, для перевозки химических грузов и для перевозки пищевых грузов.

Схемы железнодорожных вагонов для перевозки жидких грузов приведены на рис.16.1, а характеристика цистерн – в табл. 16.2. Вагоны для перевозок нефтебитума (рис.16.1 б) имеют грузоподъемность. 40…45 т, объем четырех бункеров 53,6 м3, угол наклона бункера 85°.

Таблица 16.2.

Характеристика железнодорожных цистерн для перевозки жидких грузов

  Параметры Величины для цистерн, предназначенных для перевозки следующих грузов:
Нефтепро- дуктов Кислот Пропана Молока
Грузоподъемность, т Объем котла, м Размеры котла: - диаметр внутренний, мм - длина наружная, м Диаметр колпака внутренний, мм Размеры общие: - длина по автосцепкам, м - ширина, мм - высота, мм Масса вагона (тара), т 50…63,5 50…88,6   2600…3000 9,6…12,95   12,02…13,5 3080…3150 23…25,3 52,2…65 32…54   2000…2600 10,5…11,1 570;1200   12,02 4000…4425 20,4…22,5 22,9   10,65   12,02 35,2 31,2 30,2   10,56   12,02 23,3

а) 10770

300 570

       
 
   
 


3000

           
   
   
 


4615

       
 
   
 


12020 3080

       
   


б)

2676 2676 2676 2676 2780; 3180

                                           
           
   
             
 
 
 


2490,

39402690

 
 


14060; 14620 3135

       
   


Рис.16.1. Железнодорожные вагоны для перевозки жидких грузов: цистерна для нефтепродуктов и химматериалов (а) и бункерный вагон для нефтебитума (б)

Промышленность изготовляет также специализированные цистерны для олеума, меланжа, фенола, этиловой жидкости, ацетальдегида, аммиака, хло-ра, патоки, спирта, виноматериалов, желтого фосфора, кальцинированной соды, поливинилхлорида, расплавленной серы, пасты сульфанола, жидкого пека, нафталина, капролактама, винилхлорида, ядохимикатов грузоподъемностью от 43 до 62 т.

Жидкие грузы могут перевозиться в цистернах, принадлежащих железной дороге, предприятиям-грузоотправителям или грузополучателям, или арендованных у железной дороги.

Автомобильным транспортом жидкие грузы перевозят в специализированных автомобилях-автоцистернах или в автопоездах, состоящих из тягача и полуприцепа-цистерны. Характеристика автопоездов с полуприцепом-цистерной приведена в табл.16.3.

Таблица 16.3.

Специализированные полуприцепы-автоцистерны для перевозки жидких грузов

  Параметры Марки полуприцепов:
    В1-ОТА-13,5 ППЦЗ-12-885М
Назначение   Основной тягач Полная масса, т Объем цистерны, л Размеры, мм: - длина - ширина - высота   Для нефтепро-дуктов КамАЗ-5410 18,8   Топливоза- правщик КамАз-5410 19,1   Молоковоз   КамАЗ-5410 19,1   Для сжижен-ных газов ЗИЛ-441510 11,64 10580 (5,3т)      

Учитывая, что многие жидкие грузы относятся к категории опасных, к этим складам предъявляются повышенные требования по технике безопасности, пожарной и взрывной безопасности. Участки налива и слива опасных грузов должны быть удалены от стационарных сооружений и мест погрузки-выгрузки других грузов на 50 м, а от мест погрузки и выгрузки взрывчатых и ядовитых веществ на 125 м.

При работе и обслуживании складов нефтепродуктов, легко воспламеняющихся и горючих жидкостей рекомендуется руководствоваться Правилами технической эксплуатации резервуаров и Инструкциями по их ремонту. В соответствии с этими Правилами, нужно исключать возможности утечки материалов, испарения, загрязнения и смешивания разных типов жидкостей.

Причинами утечек могут быть повреждение резервуаров, трубопроводов, арматуры, неисправности оборудования и переполнение емкостей. Испарение происходит под воздействием воздуха в резервуаре, причем оно повышается с увеличением температуры. Причинами загрязнения и смешивания разных жидкостей являются небрежное обслуживание устройств и неправильное выполнение складских работ. Резервуары и их оборудование нужно осматривать в начале каждого рабочего дня и обслуживать в соответствии с эксплуатационной документацией. При обнаружении трещин, утечек, неравномерной осадки конструкций или неисправностей оборудования резервуары нужно освобождать от жидкого груза и выполнять необходимые ремонтные работы.

Осмотр, очистка и ремонт резервуаров и их оборудования выполняются с соблюдением установленных правил охраны труда и пожарной безопасности. Эти работы оформляют актами и регистрируют в Журнале технического обслуживания оборудования и устройств терминала.

В соответствии со СНиП на складах промышленных предприятий единовременно может храниться не более:

- при наземном хранении – 2000м3 легковоспламеняющихся жидкостей и 10000м3 горючих жидкостей;

- при подземном хранении – 4000м3 легко воспламеняющихся жидкостей и 20000м3 горючих жидкостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: