Стоимость грузовой массы. Скорость и сроки доставки грузов и пассажиров

На всех видах транспорта России единовременно (ежесуточно) в процессе транспортировки находится примерно 27-30 млн т различных грузов. Это грузовая масса (добытые сырье и топливо, произведенная промышленная и сельскохозяйственная продукция, отправленная потребителям) в определенный период времени является «мертвым» капиталом, не приносящим доход. Стоимость этой грузовой массы представляет собой сумму оборотных средств грузовладельцев, которую производители должны иметь на период поставки продукции в виде текущих и страховых производственных запасов. Чем меньше срок доставки грузов, чем быстрее при прочих равных условиях произведенные товары поступят в сферу потребления, тем больший эффект они дадут обществу. Следовательно, ускорение доставки грузов равноценно единовременному увеличению производства продукции и удовлетворению дополнительных потребностей в ней потребителей. Это так называемый внетранспортный эффект, который дает транспорт клиентам, неся дополнительные расходы на увеличение скорости доставки.

Сокращение стоимости грузовой массы, находящейся «в пути», при различных вариантах перевозки:

, (5.2)

Р – рассматриваемый годовой объем перевозок грузов;

- цена 1 т перевозимого груза;

- время (сроки) доставки грузов по первому и второму варианту перевозок, сут.

Этот экономический показатель учитывают при определении эффективности различных видов транспорта. Он характеризует качественную сторону транспортных услуг.

Главными факторами, влияющими на изменение стоимости грузовой массы при прочих равных условиях, является скорость и сроки доставки грузов (от момента предъявления их к перевозке до момента сдачи получателю). Эти показатели характеризуют качество транспортной продукции.

Скорости и сроки доставки грузов и пассажиров существенно различаются по видам транспорта.

На железнодорожном транспорте скорость доставки грузов составляет 10-11 км/ч (230-250 км/сут) при средней участковой скорости поезда около 36 км/ч. Разница в скоростях объясняется длительными простоями вагонов в начальных и конечных пунктах, а также на технических и промежуточных станциях в пути следования. Особенно медленно продвигаются грузы, перевозимые мелкими отправками – скорость их доставки составляет в среднем 4-5 км/ч, или 100-130 км/сут. В целом средние сроки доставки грузов по железным дорогам меньше, чем на речном или морском транспорте, но больше, чем на автомобильном.

Средние сроки доставки грузов:

(5.3)

расстояние перевозки;

- средняя скорость доставки;

- дополнительное время по организации доставки грузов, не учитываемое при расчете средней скорости доставки.

Дополнительное время включает в себя время, затрачиваемое клиентурой на подвоз-вывоз грузов, оформление перевозочных документов и другие операции, не учитываемые на магистральном транспорте.

Средние скорости и сроки доставки, рассчитанные в соответствии со средней дальностью перевозки грузов по видам транспорта.

Таблица 5.2- Показатели видов транспорта

Вид транспорта Средняя дальность перевозки, км Средняя скорость доставки грузов, Средний срок доставки грузов, сут
км/ч км/сут
Железнодорожный       6,5
Морской       13,1
Внутренний водный       4,3
Автомобильный       0,06
Нефтепроводный   4,5   14,2
Воздушный       0,3

При сравнении сроков доставки пассажиров по видам транспорта их следует определять с учетом всего времени, необходимого пассажиру для перемещения «от дома до дома», т.е. с учетом времени поездки до магистрального транспорта и от него до места назначения. При таком расчете итоговое время поездки пассажиров по железной дороге или автотранспортом на средние расстояния часто меньше или равно времени перемещения на самолете.

Экономию от ускорения доставки пассажиров определяют по стоимости пассажиро-часа и общему сокращению времени поездки. Этот расчет может быть использован также для определения стоимости компенсации пассажирам ущерба, нанесенного в результате задержек и опозданий транспорта в виде возврата им части стоимости билетов. Стоимость пассажиро-часа оценивают либо по доле валового внутреннего продукта, создаваемого одним работником в час, либо по среднегодовой заработной плате работника в час.

В условиях конкуренции между видами транспорта сокращение времени доставки грузов и поездки пассажиров является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности транспортных услуг различных транспортных предприятий, фирм и компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: