Условия, источники и движущие силы развития (метафизический и дидактический подход)

Понятие «Развитие» в возрастной психологии. Эволюционные, революционные и ситуационные изменения в психике и поведении человека. Количественные изменения как основная динамика развития с точки зрения метафизического подхода. Диалектический подход к развитию как сочетанию количественных и качественных изменений. Внутренние и внешние противоречия как источники и движущие силы развития. Понятие о факторах развития. Роль биологического фактора (наследственность и врожденность) в психическом развитии. Влияние социальной среды на ход психического развития ребенка и его специфику. Соотношение развития и обучения. Зона ближайшего и зона актуального развития ребенка.

Возможности построения теории и практики обучения и воспитания детей на основе фактов, касающихся генотипической и средовой обусловленности, психических свойств, состояний и процессов. Зависимость развития от уровня биологической зрелости организма. Влияние среды на биологическое развитие организма.

Социокультурное содержание понятия детства как предмета возрастной психологии

Детство как относительно – замкнутый цикл возрастного развития. Биологические границы детства с точки зрения современной психологии. Этапы детства как продукт истории: зависимость продолжительности детства от уровня материальной и духовной культуры общества. Теоретические разработки исторического происхождения периодов детства в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Формирование статуса детства в XIX, XX веках. Роль «Конвенции о правах ребенка» в формировании статуса детства.

Возрастная периодизация в психоаналитической теории

Структура личности по З.Фрейду и роль детских конфликтов в формировании психических расстройств у взрослых людей. Определении движущих механизмов развития: взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Стадии психического развития как этапы становления сексуальности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии развития. Развитие психики ребенка по А.Фрейд: переход к следующей фазе как результат разрешения конфликта между внутренними влечениями ребенка и социальными ограничениями.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Отличие подхода к понятию развития от ортодоксального психоанализа. Понятие кризиса идентичности. Стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: