Основные коммуникативные навыки

Поведение коммуникантов в процессе общения определяется конкретными целями. Для того, чтобы достичь коммуникативных целей адресант использует определенными приемы, которые называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками [32].

Коммуникативной целью называется тот стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Сообщить какую-то информацию, что-то констатировать, о чем-то рассказать, запросить информацию, воздействовать на собеседника посредством речи, вызвать требуемую реакцию – вот примеры ключевых речевых составляющих коммуникативного поведения в той или иной ситуации, реализующие определенную коммуникативную интенцию.

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой ряд разнообразных вербальных и невербальных средств используется для достижения конкретной коммуникативной цели. Коммуникативная стратегия – это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Стратегия выступает в качестве общей рамки, канвы поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных случаях. Например, менеджеры по продажам следуют стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но таким образом он скрытно рекламирует другой имеющийся товар, часто более дорогой. Каждый день мы используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии превращаются в ритуал, превращаются в речевые договоры (по аналогии с социальным договором) и теряют информативность. Например Здравствуйте! означает не просто приветствие, а пожелание здоровья. В повседневной речи этот аспект теряется.

Коммуникативная тактика, в отличие от стратегии, как общей линии коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика представляет собой более низкий уровень рассмотрения процесса коммуникации, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с общей целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативная задача – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

В общем и целом стратегическую схему коммуникации можно изобразить следующим образом: Говорящий, используя общую коммуникативную компетенцию, ставит перед собой коммуникативную цель и, придерживаясь определенной коммуникативной интенции, формирует коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику.

Коммуникативный опыт имеет прямое отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о предыдущих контекстах употребления этих слов и конструкций и результатах их употреблений. Коммуникативный опыт можно понимать как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках. В качестве примера можно обратиться к «диалогу» из «Записок сумасшедшего», когда главный герой, считающий себя королем Испании, сначала хотел откликнуться на якобы свое имя Фердинанд VIII, но потом передумал и не стал, так как вспомнил, что за это его побьют палкой.

В книге Г.Г. Почепцова анализируется коммуникативное поведение политических лидеров и при этом проводится психологический анализ (мотивы, представления, познавательный стиль, темперамент и межличностные характеристики), мотивационный анализ (стремление к достижению результатов, установление близких отношений, получение и осуществление власти, корреляция мотивов с поведением), когнитивный и операционный анализ (система и структура взглядов, модель реальности, и более конкретное ее воплощение в предпочтениях и действиях коммуникативной личности, нарративный анализ, где в модель вводится время и понятие последовательности коммуникативных действий; коммуникация рассматривается как текстовое событие [53].

Для профессиональных коммуникаторов, к которым относятся специалисты по связям с общественностью, должен владеть основными представлениями и основными понятиями различных видов анализа коммуникативного поведения индивида. В определенной же ситуации от профессионального коммуникатора может требоваться даже организация новых подходов и методов анализа коммуникативного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: