Прагматика как лингвистическая дисциплина

Исследуя некоторые аспекты теории речевых актов, мы приходим к понятию прагматики. Под прагматикой (прагматизмом, прагматичностью) в быту и не только понимают полезность, практичность, работоспособность той или иной идеи, концепции, политики, метода как критерий их достоинств. Подходы к достижению конкретного результата в бизнесе, политике или общественных отношениях часто называют прагматическими. Весьма часто этот термин приобретает дополнительные положительные коннотации. Само же слово восходит к греческому «действие».

Термин прагматика в лингвистике традиционно понимается вдвух значениях. Во-первых, прагматика – это лингвистическая дисциплина, которая изучает использование и функционирование языковых знаков в речевой коммуникации; Прагматика – это также измерение формирования речевых высказываний, определяемое функциональными особенностями партнеров в речевом акте, например, коммуникативными интенциями говорящего и характером речевых средств, которые он использует, а также самой ситуацией общения [19].

Одним из основных вопросов прагматики, точнее прагматической семантики, является установление смысла разного рода языковых единиц в соответствующих условиях их употребления [40, c., 219]. Так, высказывание У нас гости в разных ситуациях может быть и ответом на соответствующий вопрос, и объяснением причины неприхода в установленное время или место или вежливым отказом.

Следует различать просто слушающего и адресата сообщения, потому что в ситуации общения может случиться так, что иллокутивный акт направлен на слушающих, обычно не принимающих участия в разговоре, но в данной ситуации выступающих в роли адресатов. Например, «Мать говорит трехмесячному ребенку в присутствии отца: Тебе не кажется, что папа должен сменить тебе пеленки?» [40, c.221].

По мнению Ю.С. Степанова, наука в своем развитии идет вслед за сторонами изучаемого объекта. По мере продвижения научные концепций, интересы, системы взглядов и школ, (парадигмы) последовательно сменяют друг друга. Современное состояние гуманитарных наук позволяет сделать вывод о превалировании интереса к пользователю коммуникативных систем, к человеку, к прагматическому аспекту [62].

Ю.С. Степанов отмечает, что в основе всех употреблений языковых знаков любого языка лежат три элементарные функции. Это номинация, предикация и локация. Номинация – название предметов реального мира, предикация – это приведение названного в связь друг с другом и локация – это локализация названного в пространстве и времени [62]. То есть, три названные функции соответствуют трем аспектам общей семиотики: семантике, синтактике и прагматике. Семантика соотносит знаки языка с объектом номинации. Синтактика, или синтаксис соотносит знаки друг с другом линейно, то есть друг за другом (предложения в языке и высказывания в речи). Прагматика показывает отношение между знаком самим по себе и употреблением знака в ситуации «здесь-и-сейчас». Прагматика также занимается отношением говорящего к высказываемому, а также связью содержания высказывания с действительностью [32].

Максимы общения

Успешное коммуникативное взаимодействие определяется неким рядом установленных правил. В основе подобного принципа кооперации, выведенных американским ученым П. Грайсом, лежат так называемые максимы общения, регулирующие деятельность говорящего. Перечислим их.

Максима количества (информативности) включает 2 постулата:

1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

2. Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Нарушение первой максимы ведет недопониманию сообщения. В связи с тем, что адресант не ввел слушающего в курс дела, адресант сообщения не воздействует на собеседника, то есть не достигнет желаемого коммуникативного эффекта.

Нарушение второго постулата проявляется в том, что лишняя информация может ввести собеседника в заблуждение, он может выдвинуть предположение о наличии какой-нибудь особой, скрытой цели, особого смысла, то есть подтекста.

Максимы качества

Общий постулат: «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным!».

Он включает в себя два более конкретных постулата:

1. Не говори того, что считаешь ложным;

2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Давая неверную информацию, говорящий неизбежно меняет ход беседы, мнения и знания собеседника.

Максима отношения

1. Не отклоняйся от темы

Нарушение данной максимы ведет к тому, что цель коммуникации не достигается.

Максимы способа

1. Выражайся ясно;

2. Будь краток;

3. Избегай непонятных выражений;

4. Избегай неоднозначности;

5. Будь организован.

Не только содержание информации влияет на адресата, но и то, как информация преподносится. Нарушение данных постулатов ведет к непониманию сообщения и как следствие несостоявшемуся акту коммуникации.

Таким образом, максимы общения позволяют адресанту вкладывать, а адресату получать из высказываний большее содержание, чем в нем непосредственно выражается. В некоторых случаях говорящий сознательно нарушает указанные максимы с определенной целью. Различные стилистические приемы можно признать нарушениями максим общения. С другой стороны, подобные максимы описывают идеальных говорящего и слушающего, а коммуникация, как отмечает У. Эко, может происходить только при определенном несовпадении кодов коммуникантов [73].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: