Модели коммуникативной личности

Общение осуществляется между индивидами, которые для реализации этого процесса используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный коммуникативный опыт. Каждый из коммуникантов делает это индивидуально, что позволяет говорить о формировании коммуникативной личности.

Под коммуникативной личностью следует понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида [32].

Коммуникативная личность является неоднородной, она может включать различные роли, при этом сохраняя свою идентичность. Коммуникативная личность включается в различные дискурсы. Так, например, следует различать Чехова как писателя и Чехова как врача. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, пассажиром, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью.

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный.

Мотивационный параметр определяется потребностью коммуникации. Если нет потребности, то отсутствует и коммуникация.

Когнитивный параметр подразумевает знание коммуникативных кодов, умение осуществлять рефлексию и саморефлексию, то есть анализ и самоанализ, способность адекватной оценки партнера по коммуникации, а также всевозможные мифы и предрассудки, стереотипы и верования.

Функциональный параметр обусловлен владением вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций [32].

Опытный коммуникатор или переговорщик или специалист в сфере связей с общественностью должен постоянно сознательно направлять внимание на процесс общения, корректировать его ход, направлять в нужное русло. Один из параметров, который всегда должен быть на контроле у коммуникатора – это тип собеседника, потому что в зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу.

Доминантный коммуникант всегда стремится завладеть инициативой, не терпит, когда его перебивают. Бывает резок, насмешлив, старается говорить громче, чем другие. Для нейтрализации доминирования со стороны такого коммуниканта бесполезно использовать его же приемы, лучше принять стратегию «речевого изматывания», то есть вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы и просьбы.

Мобильный коммуникант легко вступает в контакт, свободно вступает в разговор, быстро переходит с темы на тему. При этом часто говорит много, интересно и с удовольствием. Такой коммуникант не теряется в незнакомой ситуации общения, быстро находит выход из положения. В интересах своей коммуникативной цели иногда следует возвращать его к нужному вопросу, потому что иначе разговор может перейти на сторонние темы

Ригидный коммуникант испытывает трудности на стадии установления контакта с собеседником, справившись же с задачей в процессе общения проявляет себя как четкий и логичный партнер общения. При разговоре с таким коммуникантом рекомендуется использовать стратегию постепенного подведения партнера к теме. Следует начинать со вступительной части «о делах», «о погоде», то есть использовать фатическое общение.

Интровертный коммуникант в разговоре не стремится владеть инициативой, всегда отдает ее партнеру. Проявляет себя как застенчивая и скромная личность, всегда скован в неожиданной ситуации общения. В разговоре с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать, дать возможность высказаться. [34, c.164].

Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости [32.].

· Родитель: его стиль общения с одной стороны критический (руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) с другой стороны кормяще-заботливый (преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте, я сделаю это за Вас!).

· Взрослый: общается с партнером на равных, выстраивает паритетные отношения (консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!)

· Ребенок: приспосабливается к стилю общения своего партнера по коммуникации (работник руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и ведет себя естественно и непосредственно (работник фирмы клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега коллеге: Ну, старик, ты гений!) [32.].

Следует помнить, что индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. Коммуникативная личность – это самая главная составляющая личности вообще, поскольку коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%) [ 57 ].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: