Виды и формы коммуникации

Виды коммуникации отличаются главным образом по составу коммуникантов. Это различие весьма существенно для профессионального коммуникатора, потому что технология работы в каждом случае будет различаться, подчас кардинально. Даже такая характеристика, как громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться.

В настоящий момент выделяется несколько видов коммуникации:

Интраперсональная, или внутриличностная, коммуникация равна разговору с самим собой, человек превращает свой внутренний «монолог» в диалог, разговаривая со своим внутренним голосом. На самом деле, ничего странного в этом виде коммуникации нет, согласно Ю. Лотману, это так называемая Я-Я коммуникация.

Межличностная коммуникация, как правило, связана с идеальной моделью коммуникации и является тем видом коммуникации, который подразумевается при произнесении этого термина. В межличностной коммуникации участвуют, как правило, двое коммуникантов. В некоторых случаях встречаются варианты постороннего или включенного слушателя, наблюдателя, а также протекание коммуникации в окружении многочисленных свидетелей.

Групповая коммуникация происходит внутри группы, а также между группами, в форме «индивид» – «группа». Это может быть интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими. У этого вида коммуникации есть отличия от других – не столько количественные, сколько качественные. В малых и в больших группах в коммуникации существуют разные цели.

Массовая коммуникация имеет место в том случае если сообщение получает или использует значительное количество людей, нередко состоящее из большого количества групп, разнообразных по коммуникативному опыту и своим интересам. Разные средства массовой информации (телевидение, радио; компакт-дисков и кассеты; интернет) отличаются друг от друга по степени охвата аудитории и обязательности для всех этих групп. В случае массовой коммуниации может срабатывать индивидуально-групповая избирательность. Так, телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, потому что, при широком распространении, они связывают всего двух или нескольких коммуникантов за исключением массовой или целевой, то есть групповой рассылки рекламы по почте [32].

На уровне массовой и, частично, на уровне групповой коммуникации возникают следующие парадоксальные явления. В качестве отправителя может выступать отдельное лицо, а в качестве получателя – группа, коллектив, масса, партия, народ и прочие группы. Но при этом следует помнить, что у коллективного получателя не одно ухо и не один мозг.

Отправитель сообщения также может быть так называемым коллегиальным автором: с одним человеком говорит вся фирма, коллектив, народ.

Повсеместно происходит взаимодействие коллективных коммуникантов: фирма может говорить с фирмой, ведя переговоры об общей ценовой политике на рынке товаров или услуг; партия может вести переговоры о выдвижении единого кандидата с другой партией. Наконец, один народ может общаться с другим народом. Например, в равной степени успешно проходят переговоры о мире или, наоборот, о совместных военных действиях. В этих случаях группу людей считают единым коммуникантом. Например, говорят: Мы договорились с Майкрософт. При этом имеют в виду, что договорились с топ-менеджментом компании Майкрософт, а не с каждым из ее сотрудников по отдельности. Обобщенный коммуникант, с одной стороны, выполняет объединительную, а с другой, минимизирующую функцию, то есть, сводит все высказывания, все коммуникативные акты некой общности людей к одному вместо множества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: