Блеет 10. О системном подходе в возрастной психологии

Системный подход позволит:

1) Объединить отдельные фазы в единый жизненный цикл (синтез)

2) Более глубоко проанализировать психику человека на разных этапах (анализ).

Выделены 4 аспекта системного подхода.

1. Онтологический аспект (биосоциальный аспект). Рассматривает, что преобладает в развитии личности биологическое или социальное. Биологические концепции – рассматривают психическое развитие как результат генетики человека. Социологические концепции – развитие, результат воздействия социума на человека. Биологическое и социальное присутствуют. В младшем возрасте преобладают биологические факторы в развитии, во взрослом состоянии – социальные факторы. Теплов. Задатки – биологическая детерминанта способностей.

2. Хронологический аспект. Психическая эволюция характеризуется как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. В хронологическом аспекте рассматриваются уровневые характеристики. Подразделяется на три подхода.

(1) Макрохронологический подход. Направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.

(2) Микровозрастной подход. Позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла. Позволяет выявить первую закономерность онтогенеза – неравномерность развития, а также вторую закономерность – гетерохронность развития.

(3) Среднехронологический подход. Рассматривает стадиальность развития отдельных психических функций и периодизацию жизненного цикла человека. Все функции в развитии проходят стадии: подъема (созревания), достижения оптимума и стадию инволюции.

3. Структурно-динамический аспект. Дает возможность определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции отдельных функций, свойств, процессов. При таком анализе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные (особенности) преобразования в возрастной динамике психики. Корреляционный анализ позволяет выявить связь между компонентами и создать структуру связей на основе коэффициентов корреляции. Воздействуя на один компонент, мы можем передавать импульс на другие функции с ним связанные. Структура позволяет увидеть качественные особенности личности. Выявляем четвертую закономерность – структурность развития.

4. Каузальный аспект. Выявляет внешние и внутренние факторы развития (наследственность, среда, активность), движущие силы, условия и механизмы развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологичесчких новообразований).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: