Билет № 33 Развитие перцепции в младенческий период

Развитие перцепции. Восприятие глубины. Считается, что к 4 месяцам формируются механизмы, позволяющие воспринимать глубину. Развивается бинокулярное зрение. Сделали вывод, что для восприятия глубины необходимы: сенсорное созревание и социальная среда.

Ж. Пиаже. Наметил этапы развития перцепции. В построении перцептивного образа вовлекаются практически все образования, которые к этому возрасту есть у детей. Для того, чтобы у ребенка сформировалось представление об объекте важны три вида умений:

1. Объект должен рассматриваться как нечто целое, существующее само по себе и движущееся в пространстве.

2. Объект существует независимо от ребенка и его деятельности.

3. Должно произойти восприятие самого себя как одного из объектов окружающей действительности.

Наметил 6 стадий развития перцепции (до 2-х лет).

1. 1 – 2 месяца

2. 3 – 4 месяца. Нет восприятия. Непосредственное восприятие. Есть предвестник выделения объекта (на обоих стадиях). Это слежение за движущимися объектами и попытка поймать какой-то приятный образ. На этой стадии нет никакого понятия об объекте.

3. Идет формирование акта хватания. 4 – 8 месяцев. Проявляется повышенная активность взаимодействия руки и глаза. Ребенок старается смотреть на то, что удалось случайно захватить и наоборот, старается захватить то, что видит. Координация зрения и хватания решающий шаг в объективизации предметного мира. Появление экстраполяции в этот период. Экстраполяция – выход за пределы непосредственного восприятия. Ребенок способен предвосхищать позицию объекта. Ребенок может предвосхитить предмет по какой-то его части.

4. 8 – 12 месяцев. На этой стадии ребенок узнает и выделяет предмет, который раньше для него не имел собственного существования, то есть, являлся деталью общей картины. Далее ребенок начинает искать предмет, исчезновение которого он наблюдал. Формируется нацеливание на предмет. Идет захват вслепую.

5. 12 – 18 месяцев. На этой стадии ребенок научается искать предмет там, где он его последний раз видел. Отмечается активный поиск исчезнувшего предмета. Трудности на этой стадии вызывают те перемещения, которые ребенок непосредственно не видит.

6. После 18 месяцев. Восприятие активно работает на уровне представлений. Возникают образы предметов и своих действий. На этой стадии ребенок способен решать задачи поиска невидимых предметов. Представляет ряд мест, где может предмет находиться. Ребенок осваивает пространственное положение между объектами и собственное положение в пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: