Билет 34. Развитие речи преддошкольника

Развитие речи. Общие и специальные предпосылки.

1). Весь естественный путь развития психических функций в период младенчества;

2). Наличие предметной деятельности ребенка.

3). Наличие невербального уровня общения в младенческом периоде;

4). Наличие языковой, социальной среды общения.

5). Наследственная предрасположенность к овладению речью (сформированный артикуляционный аппарат).

6). Наличие предречевого развития (интонации и псевдослов).

7). Параллельное развитие трех уровней формирования речи.

Можно выделить две линии. Это развитие понимания речи и развития произношения (разговорной речи). К 1,5 годам ребенок способен понимать практически все обращенные к нему слова. На 3-м году жизни качественное развитие понимание речи, интерес.

Развитие разговорной речи идет по трем уровням.

- фонемный (различение звуков);

- словообразовательный;

- синтактический (построение предложений).

Фонемный уровень. Вначале ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс – дофонемная стадия (младенческий период).

С 11 месяцев до 1 года 10 месяце – фонемная стадия. Ребенок начинает различать вначале гласные, потом согласные. Твердые, мягкие звуки, позже глухие – звонкие, наконец, шипящих и свистящих звуков.

К 2 годам фонематический уровень оказывается достаточно развитым. Ребенок может дифференцировать похожие слова.

Возможны определенные искажения. К концу 2-го года ребенок усваивает правильное произношение значительного числа двусложных слов, однако первые 3- и 4-сложные слова он начинает произносить неправильно.

На искажение слов оказывает влияние и структура самого слова. Наиболее частой формой искажения выступает сокращение стечений согласных или случаи выпадения/замены отдельных звуков.

Словообразование. Частота длительность и характер общения влияют на скорость образования вербально-предметных связей.10-12 месяцев – начало словообразования.

1 год – 2 – 10 слов.

1,5 года – 10-30 слов (50)

2 года – 100 – 300 слов

3 года – 1000 – 1200 слов.

Соотношение активного и пассивного словарного запаса. К трем годам в словарном составе ребенка имеются все части речи. Больше всего представлены глаголы и существительные. Слабо развит состав прилагательных. Отмечается явление автономной детской речи. Ребенок обозначает одним и тем же словом разные предметы.

Синтактический уровень. Выделяют 2 основных периода. 1. Отсутствуют грамматические структуры, употребляются отдельные слова в неизмененном виде (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев).

- 1 стадия – стадия холофразы, однословного предложения (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев)

- 2 стадия – двусловные предложения (и больше), где слова грамматически никак не связаны между собой

2. Появление предложений с грамматической структурой. Идет усложнение предложений. Овладевает падежами, но с ошибками, усваивает род, число. Появляются союзы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: