Билет 39. Развитие личности в дошкольном возрасте

Леонтьев: «Личность формируется дважды: в три года («Я сам!») и в подростковом возрасте, когда появляется сознательная личность»

Эмоциональное развитие. Ребенок усваивает «язык» чувств и учится их выражать. Может словами объяснить свое состояние (вербализация). Овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Начинают формироваться моральные чувства. Развивается эмпатия. В дошкольном возрасте возникают высшие чувства: любовь и привязанность. Становятся более глубокими чувство гордости и самоуважения. Возникают эстетические, интеллектуальные и праксические чувства. Возникает чувство юмора.

Понимание и распознавание эмоций. С 4-х лет у детей развивается способность различать внешне проявляемые эмоции, которая отчетливо формируется к 6 годам. Существуют разные типы восприятия эмоций.

Довербальный – не содержит словесного определения эмоций.

Способны назвать эмоцию, но определение нечеткое.

К 5 годам дети начинают выделять элементы выражения эмоций (чаще всего глаза). Четкое определение эмоции.

Основные эмоционально-личностные проблемы.

· Детские страхи. Связаны с развитием воображения. Основные страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства. Ведущий страх старшего дошкольного возраста – страх смерти, своей и родителей. В возникновении страхов играют значительную роль родители (зачастую родитель противоположного пола).

· Тревожность.

· Агрессивность.

· Конфликтность.

Потребностно-мотивационная сфера. Младший дошкольник действует под влиянием ситуативных чувств и эмоций, у старшего дошкольника поступки более осознаны. Появляется иерархия мотивов.

Основные виды мотивов:

· Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

· Игровые мотивы

· Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми

· Мотивы самоутверждения

· Мотивы соревновательного плана

· Познавательные мотивы

· Нравственные мотивы.

Коммуникативная сфера. Общение со взрослым. Согласно концепции Лисиной М. И. в младшем и среднем дошкольном возрасте (с 3 до 5 лет) развивается внеситуативная-познавательная форма общения со взрослым. Ведущей потребностью становится потребность в уважении (наряду с действующими потребностями в доброжелательном внимании и сотрудничестве). Ведущим мотивом его общения со взрослыми становится познавательный.

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет). Развивается внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым. Ведущей потребностью становится стремление к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Ведущий мотив общения – личностный.

Общение со сверстниками. После 3 – 4 лет количество контактов со сверстниками и совместных игры возрастает. В 5 лет формируются микрогруппы по 4 – 6 человек, в основном одного пола. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению. Устойчивость детских групп низкая. Высокая конформность. Влияние группы на личность. Начинает складываться общественное мнение.

Развитие самосознания. Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Старшие дошкольники начинают более адекватно оценивать себя, но при этом самооценка обычно завышенная и недифференцированная (есть общее представление о себе). Формируется под воздействием оценки взрослых, а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности. Наибольшее значение на самооценку дошкольника оказывает оценка родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: