Билет 38. Социализация познавательных функций дошкольника

Развитие речи. Все процессы становятся вербализованы. Речь включается во все психические познавательные процессы, особенно в развитие логического мышления. Идет увеличение словарного запаса: активный словарь к 6 годам – 3 – 5 тыс. слов. Однако части речи представлены неодинаково. Существительные – 38%, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия – 7%, прилагательные – 2%.

Можно выделить три основных формы речи.

Ситуативная речь. Ребенок рассказывает о ситуациях, в которых он непосредственно принимал участие.

Контекстная речь – ребенок представляет последовательность событий, находит нужные формы, показывает свое отношение.

Объяснительная речь.

Восприятие (перцепция). В развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противоречивые тенденции:

a) с одной стороны, происходит становление и рост целостности восприятия;

b) с другой стороны, проявляется детализация и структурность перцептивного образа.

Большую роль играет процесс обучения ребенка. Ребенок должен осваивать различные перцептивные эталоны. Идет процесс усвоения социальных перцептивных эталонов (геометрические фигуры, цветовой спектр, музыкальный строй).

Восприятие формы. На 4-м году дети способны усвоить названия форм предметов (круг, квадрат, прямоугольник, овал). На 5-м году проявляется умение зрительно расчленять форму предметов.

Восприятие пространства. В 4 – 5 лет – учатся не ошибаться в определении направления пространства (вперед, назад, над, под, лево, право) и уже правильно используют предлоги. В 5 – 6 лет можно обучать детей элементам планировки пространства (план, чертеж, простые схемы).

Восприятие времени. Дети лучше воспринимают настоящее время, хуже прошлое, еще хуже будущее. Помогает усвоению временных эталонов определенная систематичность, повторяемость. Легче определяют ночь и утро, труднее день и вечер. Определяют часть дня по конкретным признакам (завтрак и т. п.). К 5 – 6 годам выделяют эмоционально значимые дни недели.

Развитие памяти. Психологические эффекты социализации: вербальность, произвольность, опосредованность.

Вербальность. Образная память еще является ведущей. Но по темпам развития вербальная память начинает опережать образную.

Произвольность. К концу дошкольного периода ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью. После 5 – 6 лет темп развития произвольной памяти выше, чем непроизвольной. Но продуктивность выше у непроизвольной памяти.

Опосредованность. Начинают закладываться элементы опосредованного запоминания. Самая простая организация материала помогает удержать в памяти больше, чем обычно. Логическое представление материала повышает уровень запоминания. Память опосредована деятельностью и речью.

Развитие мышления. Наглядно действенное мышление продолжает развиваться. Осуществляется переход к наглядно-образному мышлению: переломный период 4 года (решение лабиринтных задач). Теперь ребенок пытается решить задачу не только в практическом плане, но и в уме, опираясь на образные представления. К 6 годам появляется вербально-логическое, понятийное мышление (его расцвет приходится на подростковый возраст). Формирование понятийного мышления – важная линия развития. Существует стадия псевдопонятия. Ребенок владеет понятиями, но они еще не полностью сформированы, не развита иерархическая структура понятий.

По концепции Ж. Пиаже дошкольному возрасту соответствует дооперациональный период развития интеллекта. Выделяется 2 стадии:

· Допонятийная стадия (2 – 4 года);

· Интуитивная (переходная) (5 – 7 лет).

Интуитивная стадия. На этом этапе дети начинают постепенно отделять ментальную реальность от физической и предпологать наличие механической причинности. Постепенно понимают множественность точек зрения. Логики в полной мере еще нет, логика заменяется интуитивным рассуждением.

Ребенок всегда утверждает и никогда не доказывает!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: