double arrow

Билет 40. Социально-эмоциональное развитие дошкольника.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в

обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Круг отношений детей расширяется, они чаще бывают в магазинах, больницах и т. п., появляется потребность изображать взрослую жизнь. Здесь впервые появляется общение со сверстниками, форма его внеситуативно-личностная. Со взрослыми преобладает внеситуативно-познавательное общение (общение по поводу мира предметов), ребенок испытывает потребность во внимательном уважительном отношении к нему.

Билет 41. Концепции психологической готовности к школьному обучению До-школьный период => должны быть сформированы качества, психофизиологические функции...

С одной стороны, ребенок должен быть способен воспринимать требования школы, с другой - школа должна предъявлять разумные требования.

Сам термин «психологическая готовность ребёнка к школе» появился в 1948 году. Он был сформулирован Леонтьевым. Он понимал под этим способность управлять своим поведением.

На самом деле, это многокомпонентное понятие, оно включает в себя не только развитое внимание, но и поведенческие характеристики...

Психологическая готовность к школьному обучению.

· Соматическая, физическая зрелость

· Интеллектуальная готовность (в основе – функциональная зрелость, сформированность механизмов внимания, памяти, речи, зрительно-моторной координации)

· Мотивационная (желание учиться)

· Эмоционально-волевая готовность

· Социальная (коммуникативная) готовность.

Раскрываем понятие:

Божович: уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей деятельности, социальная позиция школьника

Венгер: готовность к принятию социально заданных норм и правил поведения

Эльконин: это формирование новой внутренней позиции, изменение отношений со взрослыми, мотивы учения, становление адекватной самооценки и формирование интеллектуальных новообразований: интеллектуальных операций, самоконтроля и планируемости действий.

Выготский: уровень развития интеллектуальных процессов.

Лисина: Общая подготовка; умственная, физическая, волевая и социальная - специальная и система личностной готовности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: