Предмет, задачи и методы патофизиологии

ОСНОВЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Ч.1 ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ. ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Учебное пособие для самостоятельной

внеаудиторной работы студентов

Специальности: 7.110101 «Лечебное дело»

7.110104 «Педиатрия»

7.110106 «Стоматология»

7.110201 «Фармация»

Г.СИМФЕРОПОЛЬ – 2010 г.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Д.м.н., профессор А.В. Кубышкин, д.м.н., профессор В.З. Харченко, к.м.н., доценты П.Ф. Семенец, В.Ф. Веселов, Ю.И. Шрамко, к.м.н., ассистенты И.И. Фомочкина, Л.Л. Алиев, Л.В. Анисимова, ассистенты В.В. Щербак, С.В. Литвинова

Рекомендовано к изданию Координационным учебно-методическим Советом Крымского государственного медицинского университета

Им. С.И. Георгиевского.

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор Шаповалова Е.Ю.

Доктор биологических наук, профессор Евстафьева Е.В.

ОСНОВЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. Ч1.Общая патология.Типовые патологические процессы.

Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.\ Под редакцией доцента П.Ф. Семенца.-Симферополь, 2010г.- 287с.

ОСНОВИ ПАТОФІЗІОЛОГІЇ. Ч.1Загальна патологія.Типові патологічні прцеси

Навчальний посібник для самостійної позааудиторної роботи студентів.\ Під редакцією доцента П.Ф. Семенця.-Симферополь, 2010 р.- 287с.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет, задачи и методы патофизиологии.Нозология,

этиология и патогенез. ………………………………… …. 7

2. Общая нозология ………………………………………….. 14

3.Патогенное действие факторов внешней среды……………… 32

3. Роль наследственности и конституции в патологии…………. 47

4. Роль реактивности в патологии.Патология иммуноло-

гической реактивности. ……………………………………… 58

5.Аллергия……………………………………………………… 92

6.Типовые нарушения периферического кровообращения……. 105

7. Патофизиология клетки……………………………………… 121

8. Гипоксия…………….………………………………………… 146

9. Патофизиология воспаления…………………………………… 163

10. Лихорадка……………………………………….. …………… 187

11. Патофизиология тканевого роста.Опухоли…………………... 184-208

12. Патофизиология обмена веществ …………………………….. 209

-Патофизиология энергетического обмена ………………… 225

-Патофизиология углеводного обменов……………………. 229

-Патофизиология азотистого и липидногообменов…………... 227

-Патофизиология водно-электролитного обмена…………... 238-245

-Патофизиология обмена макро-, микроэлеметов,витаминов.. 247

-Патофизиология кислотно-щелочного равновесия………… 255-266

Предисловие.

Предлагаемое учебное пособие написано с целью помочь студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и лицензионному экзамену "Крок-1" по патофизиологии, которая является основой клинического мышления.

В сборнике освещены вопросы по основным разделам общего курса патофизиологии в соответствии с учебной программой для студентов медицинских ВУЗов, утвержденной Министерством охраны здоровья Украины (Киев, 2002,2003,2006).

Полученные знания должны способствовать успешному изучению клинических дисциплин.

АВТОРЫ

Пояснительная записка

Патологическая физиология – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Среди основных задач патологической физиологии главное место занимает выяснение причин и условий возникновения болезней (этиология), определение ведущих механизмов их развития и отдельных проявлений на разных уровнях организации живых объектов от молекулярного уровня до организма в целом (патогенез).

Патологическая физиология как учебная дисциплина предусматривает формирование теоретических основ для глубокого понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней. Эта цель означает особое место патофизиологии в системе подготовки врача любой специальности и требует всестороннего интегрирования с другими учебными дисциплинами. Такое интегрирование должно выполняться, минимум, в четырех направлениях.

Первое из них охватывает связи с дисциплинами, которые изучают свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней. Речь идет о таких общетеоретических предметах, как физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология. Эти науки дают студентам знания, необходимые для изучения этиологии.

Другую группу учебных дисциплин составляют предметы, которые дают студенту понимание свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы (гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика). Эти науки являются основой для изучения патогенеза.

Третью группу предметов (патологическая анатомия, фармакология) студенты изучают одновременно с патологической физиологией. Связи с этими дисциплинами способствуют формированию целостного представления о сущности болезней и возможных влияниях на них.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Кроме того, патологическая физиология определяет этиологические и патогенетические принципы профилактики, диагностики и лечения болезней, чем объясняется ее важное прикладное значение для клиники.

По структуре патологическая физиология состоит из двух частей: общей патофизиологии и патофизиологии органов и систем (частная патофизиология).

Общая патология, в свою очередь, включает общую нозологию – учение о болезни, этиологию – учение о внутренних и внешних причинах и условиях возникновения болезней, патогенез – учение о механизмах развития болезней и учение о типовых патологических процессах (аллергия, типовые нарушения местного кровообращения, воспаление, опухолевый рост, типовые нарушения обмена веществ, отек, лихорадка, гипоксия и др.).

Патологическая физиология органов и систем предусматривает изучение общих закономерностей развития патологических процессов и патологических состояний в отдельных функциональных системах, а также этиологии и патогенеза самых распространенных нозологических форм.

После окончания курса обучения студент ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· Суть основных понятий общей нозологии: болезнь, патологический процесс, типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, этиология, патогенез;

· Причины, механизм развития и проявления типовых патологических процессов;

· Причины и механизм развития типовых нарушений обмена веществ;

· Общие закономерности развития патологических процессов в отдельных органах и системах, понятие об их функциональной недостаточности;

· Современные представления об этиологии и патогенезе самых распространенных болезней человека;

· Этиологические и патогенетические принципы классификации патологических процессов и болезней;

· Экспериментальные подходы к решению проблем этиологии и патогенеза;

· Механизмы развития основных клинических проявлений патологических процессов и самых распространенных болезней.

УМЕТЬ:

Анализировать роль факторов окружающей среды и внутренних факторов в возникновении болезней.

· Отличать разрушительные явления и защитные (приспособительные и компенсаторные) реакции в развитии патологических процессов и болезней.

· Определять ведущее звено патогенеза болезней и причинно-следственные связи между отдельными патогенетическими механизмами;

· На основании данных функциональных и биохимических исследований делать выводы о характере патологических изменений в организме и возможных механизмах их развития;

· Пользоваться приобретенными ранее знаниями о свойствах факторов окружающей среды и закономерностях жизнедеятельности здорового организма для освещения проблем этиологии и патогенеза;

· Самостоятельно производить самые простые экспериментальные исследования на животных;

· Выполнять поиск необходимой научной информации в литературных источниках;

БЫТЬ ПРОИНФОРМИРОВАННЫМ О:

· Основных правилах планирования, проведения экспериментальных исследований и методах анализа полученных результатов;

· Современных методиках моделирования патологических процессов и болезней;

· Основных патогенетических способах предотвращения и лечения патологических процессов и самых распространенных болезней человека;

· Современных направлениях и тенденциях развития патофизиологических исследований.

(Из программы по патофизиологии,

утвержденной МОЗ Украины.

Киев – 2002,2003,2006г.)

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Термин «патофизиология» происходит от двух слов: «патология» и «физиология». «Патология» в переводе с греческого означает учение о болезни (pathos-болезнь, страдание; logos – учение), «физиология» -учение о природе организма (physis – природа; logos – учение). Таким образом, «патофизиология» - это наука о жизнедеятельности больного организма.

Патофизиология – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Ряд важных понятий патофизиологии, такие как стресс, предболезнь,реактивность, резистентность, конституция, диатез - относятся к здоровым индивидам.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) патофизиологию определили как " основу медицинского профессионального интеллекта".

Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие возникновение, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза. Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В. Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины. Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии.

Методологической основой предмета является метод диалектического материализма. С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной терапии.

Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры, функции и метаболизма, теории и практики, принцип сравнительной патологии.

Предметом изучения патофизиологии является жизнедеятельность больного организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях.

Предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении:

-сущности болезней;

-причин и условий возникновения болезней;

-механизмов развития болезней;

-типических патологических процессов;

-закономерностей повреждения отдельных органов и систем.

Патофизиология – интегративная наука. Занимая особое место в системе высшего медицинского образования, она обладает широкими теоретическими и методологическими связями с другими дисциплинами.

Прежде всего, патофизиология опирается на науки, изучающие свойства факторов окружающей среды, которые способны вызывать возникновение болезней, а также влиять на течение и исход. К ним относятся физика, химия, биология, микробиология, социология. Эти дисциплины формируют теоретическую базу, необходимую для изучения этиологии.

Кроме того, для изучения патофизиологии необходимо обладать достаточно широким спектром знаний о структуре, функции и обмене веществ организма в условиях нормы. Этой цели служат такие дисциплины, как анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Цель патофизиологии как учебной дисциплины заключается в формировании теоретических основ понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней; получении фундаментальных сведений о сущности болезни и законах её развития; формировании и развитии, в конечном счете, клинического мышления.

Патофизиологический подход к решению задач клинической медицины всё более активно внедряется в самые различные области практической медицины. Во всех направлениях современной медицины используются новейшие методы лабораторной и инструментальной диагностики, анализ которых даёт представление о патогенезе нарушений функций клеток, органов, систем больных. В процессе лечения применяют специальные лекарственные средства, производят лечебные манипуляции. На базе патофизиологической теории формируются принципы и методы этиологической и патогенетической профилактики. Патофизиологические критерии лежат в основе определений и классификаций болезней. Ничто из перечисленного не может осуществляться без знания патофизиологии.

Патофизиология состоит из 2 разделов:

1. Общая патология.

Она включает:

а/ общую нозологию – учение о сущности болезни.

Общая нозология

-формирует основные понятия и категории патологии;

-разрабатывает принципы классификации и номенклатуры болезней;

-изучает социальные аспекты патологии.

б/ общую этиологиюучение о причинах и условиях возникновения болезней.

Общая этиология изучает:

-общие свойства болезнетворных факторов;

-основные категории болезнетворных факторов;

-значение условий в возникновении болезней;

-принципы этиотропной профилактики и терапии.

в / общий патогенезучение о механизмах развития болезни. Учение о патогенезе включает:

-механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов;

-общие механизмы развития болезней;

-механизмы выздоровления;

-механизмы умирания;

-принципы патогенетической профилактики и патогенетической терапии.

г/ учение о наследственности, конституции и реактивности;

д/ учение о типовых патологических процессах.

2. Частная патофизиология.

Рассматривает нарушения в отдельных органах и системах, а также этиологию и патогенез наиболее распространённых нозологических форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: