Социальные факторы развития одарённости

Под термином среда в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития личности. Этот комплекс делят обычно на макро- и микросреду. К факторам макросреды, влияющим на процесс развития личности, обычно относят особенности национальной культуры, специфику социально-политического устройства общества, географическую среду и многое другое. К факторам микросреды относятся семья, школа, сверстники, - всё, что входит в понятие «ближайшее окружение». Эти факторы и будут рассмотрены в данной работе, т.к. они относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности.

Педагогический фактор. В мировой педагогической науке и практике сложилось несколько линий разработки содержания учебной деятельности одарённых детей. В условиях, когда за точку отсчёта принимается содержание образования их «ординарных» сверстников, можно вычленить два основных подхода к решению этой проблемы - один базируется на измерении количественных, другой - другой качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования относятся, в первую очередь, объём и темп; к качественным - соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи (амортизированный, эвристический и т.д.).

Многие авторы в своих книгах приводят одну и ту же цифру: с 13 лет даже одарённые и самые способные дети в обычной школе тупеют. Причина этому одна: неприспособленность самой школы для необычных детей. Программы, методики, темпы умственной работы в школе не могут быть рассчитаны даже на «средних», т.к. тогда слабая часть класса не будет успевать. Стандартная школа ориентируется на «слабых», чтобы успевали все ученики в классе. А продуктивность одарённых детей в 5 - 10 раз превосходит продуктивность «слабых», следовательно, работают они в классе лишь на 1/5 от своих реальных возможностей. Понятно, что обучение одарённых детей должно быть особенным, ведь помещение одарённого ребёнка в класс со стандартной программой похоже на тот случай, когда нормального по умственному развитию ребёнка помещают в класс для детей с задержкой психического развития. Ребёнок в таких условиях начинает приспосабливаться, старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях. Со временем он начнёт подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. Все специалисты сходятся на том, что для одарённых детей нужно использовать специальные программы и формы обучения. Например, для детей с высокими умственными способностями в программу обучения нужно вводить ускорение в каком либо виде.

Безусловно, не менее важна роль педагога в работе с одарёнными детьми. Этот человек должен обладать не только огромным запасом знаний, но и иметь высокоразвитые душевные, нравственные качества для такой работы, чтобы, как говорится, душа лежала. В данном деле исключен авторитаризм. Например, творчески одарённые дети часто испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на средние оценки, унификации программ, преобладания жёсткой регламентации поведения, отношения родителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как выскочек, демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Часто талантливые дети становятся объектом преследования сверстников. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одарённые дети впадают в депрессию, маскируя свои способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные этапы развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания.

Семейный фактор. Думаю, излишне говорить, что обстановка в семье, стиль воспитания, отношение родителей к таланту детей имеет для развития ребёнка решающее значение, ведь «первооткрывателями» способностей у детей обычно являются именно родители.

До сих пор исследователи отводили ведущую роль специальной микросреде, в которой формируется ребёнок, и в первую очередь, влиянию семейных отношений. Например, в исследованиях Д. Манфилда (1981), Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношениями в семье и невысоким уровнем развития детей. В семейной среде должно быть, с одной стороны, внимание к ребёнку, а с другой стороны, должны предъявляться различные несогласованные требования, не должно быть постоянного контроля за поведением, что позволит ребёнку раскрыться творчески. Негармоничные эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребёнка от родителей.

Авторы многих популярных книг для родителей Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины убеждали нас на примере воспитания собственных детей, что малышам нужно с самого раннего детства помогать совершенствовать талант, чтобы не упустить то удивительное время в жизни своего ребёнка - детство - когда он тянется к знаниям. Советы и упражнения, которым следовали Никитины в воспитании своих семерых детей и внуков, замечательны. Большое внимание они уделяли физическому воспитанию и труду, но немало времени отводилось на интеллектуальное развитие. В основу умственного развития детей были положены три «кита»: богатая для разнообразной деятельности обстановка в доме, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх, а также искренняя заинтересованность взрослых во всех их делах. Важнейшим условием развития и совершенствования интеллекта должно быть своевременное начало. Борис Павлович в своих работах писал: «Лишив ребёнка своевременного развития в младенчестве и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на более низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени».

Огромное значение имеет климат в семье. Если в семье, как говорится, совет да любовь, то малыш спокоен, он имеет возможность на равных общаться с мамой и папой, которые поощряют ребёнка в его познании окружающего мира, занимаются с ним, уделяют много внимания. Если в семье психологическая обстановка неблагоприятная, то на ребёнке это сильно отражается: ему некогда думать о познании неизведанного, когда нужно решать проблемы отношения родителей.

Сегодня семейному фактору придаётся всё большее значение, как условию, которое может стимулировать или тормозить развитие ребёнка с самых ранних этапов развития. (Г. Доман, М. Ибука). В приложении 3 мы немного знакомим читателя с одной из методик раннего развития ребёнка – методикой П. Тюленева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: