Биологические факторы развития одарённости

Начнём рассматривать значимые факторы с биологических, т.к. они являются основополагающими для изначального проявления таланта, служат основой всего развития в целом. В настоящее время ещё недостаточно разработан круг вопросов о биологических факторах, создающих благоприятные условия для формирования или проявления тех или иных форм одарённости. Но совершенствование экспериментальных методов физиологии, морфологии, генетики, биохимии существенно расширило представление о природных основах механизмов психической деятельности. К биологическим факторам можно отнести: морфологические, рефлекторные, временные, энергетические, генетические и другие факторы развития одарённости. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Морфологические факторы. Многие учёные некоторое время назад стали задумываться о том, как связать различия в проявлениях одарённости с особенностями морфологии мозга. Мозг взрослого человека весит в среднем 1500 г., но масса мозга никак не коррелирует с профессиональной принадлежностью и творческим потенциалом личности. Известно, например, что мозг И.С. Тургенева весил 2012г. а мозг Анатоля Франса - 1017г.

В настоящее время исследование мозга выдающихся людей демонстрируют связь между спецификой их одарённости и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Например, в слуховой зоне выдающихся музыкантов, которые с рождения отличались абсолютным слухом, или в зрительных зонах коры талантливых художников четвёртый рецептивный слой коры, куда приходят нервные пути от органов чувств, оказывается, чуть ли не в два раза толще, чем у обычных людей. Это увеличение возникает в результате увеличения размеров нейронов. Исследование мозга А.Эйнштейна показало, что в ассоциативных зонах левого полушария рецептивный слой коры в два раза толще обычного.

Специфика вклада каждого из полушарий в познавательную деятельность, а возможно, и в одарённость получила своё освещение в концепции «контекста». Предполагается, что в наиболее общем виде различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами информации.

Существует мнение, что среди левшей очень много одарённых людей. По статистическим данным среди одарённых в вербальной сфере особенно много левшей (от 18 до 25%). Их вербальная одарённость, по-видимому, объясняется тем, что у них речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одарённости.

• Рефлекторные факторы. Есть некоторые положения в физиологии ВНД, которые могут оказаться небезразличными для понимания некоторых предпосылок и сторон одарённости. Такая универсальная биологическая реакция как ориентировочный рефлекс составляет биологическую основу непроизвольного внимания. Показательно, что особенности непроизвольного внимания младенцев обладают определенной прогностичностью в отношении их последующего интеллектуального развития.

Поисковая активность - любая форма активного поведения, направленного на поиск путей изменения не удовлетворяющей индивида ситуации. Мера выраженности поисковой активности вносит свой вклад в индивидуальные различия степени одарённости.

Понятие функциональной системы было введено П.К.Анохиным для характеристики физиологической архитектуры поведенческого акта, это единица интегративной деятельности целого организма. Одарённость выступает как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. Функционально-системный подход открывает возможности установить иерархию нервных процессов, вносящих свой вклад в обеспечение одарённости, которая, видимо, представляет собой свойство, присущее мозгу как целому.

Временные (скоростные) факторы. С появлением первых экспериментальных приёмов измерения простых психофизиологических показателей (время реакции и других) в психологии возникло направление, которое ставит своей целью найти простые физиологические процессы или свойства, предположительно лежащие в основе индивидуальных различий по интеллекту. В соответствии с этим подходом индивидуальные различия в умственных способностях можно приписать действию ряда относительно элементарных физиологических факторов, которые зависят от генотипа (см. ниже). Исследователи использовали в своих опытах такой показатель как время выполнения простых заданий.

Таким образом, понятие психической скорости приобретает роль фактора, объясняющего происхождение общих различий в познавательной деятельности и показаниях интеллекта.

Энергетические факторы. Полноценность работы мозга непосредственно обусловлена процессами обмена веществ (энергетическим метаболизмом). В связи с этим возникла интересная гипотеза: высокая потребность работающих с особой нагрузкой структур мозга в нужных веществах приводит к тому, что происходит перераспределение ресурсов в пользу таких структур. Поскольку ресурсы ограничены, то те отделы мозга, которые не связаны с обеспечением значимой для одарённого человека деятельностью, могут испытывать определённый дефицит необходимых веществ. Следовательно, возможны некоторые биологические издержки одарённости. К таким издержкам американский психолог М. Сторфер относит аллергию и близорукость. Эти нарушения значительно чаще встречаются у одарённых детей, нежели у их обыкновенных сверстников.

Генетические и психогенетические факторы. Вопросу одарённости уделяли большое внимание не только педагоги и психологи, но и генетики, ведь наследственность играет важную роль в судьбе гениев и одарённых людей.

Проблема наследственной обусловленности имеет длительную историю. Англичанин Френсис Гальтон поставил вопрос о роли наследственности в одарённости и начал разносторонне изучать эту проблему. Анализируя семьи великих людей, он обнаружил межпоколенную преемственность высоких умственных способностей и таланта. Были проведены генеалогические исследования семей музыкантов Баха, Моцарта, Бетховена, Пуччини, физика Бернулли, известных военачальников, юристов, политиков и других выдающихся людей. Эти исследования показали, что среди родственников было много талантливых людей, достигших больших успехов.

Евгеника - наука о генетике человека, предложенная Ф. Гальтоном. Её основную задачу он видел в том, чтобы содействовать улучшению человеческого вида. Для этого нужно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательным качеством (позитивная евгеника), и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых (негативная евгеника). Последний вид широко применялся в фашистской Германии.

Генотип - совокупность генов человека, которые он получает от своих родителей.

В нашей стране тоже изучали наследственность, но, как известно, такие опыты бы признали лженаукой. Но работы велись. Известный советский генетик Владимир Эфроимсон ещё в середине 30-х годов открыл ген гениальности. Пытаясь ответить на вопрос, почему есть гении, он завёл дома целую картотеку гениев. В истории их было всего 500-600 человек. Учёный по крупицам собирал сведения об этих людях из книжных источников на всех европейских языках. По его мнению, гении- это люди, у которых мозг и весь организм работает так быстро и выдаёт такие неординарные решения, до которых обычный человек не мог бы просто додуматься.

Современные генетики утверждают, что наследование признаков не имеет прямого характера, оно опосредовано многими факторами. Например, имеет огромное значение возраст матери. Считается, что одарённые дети рождаются у молодых и пожилых мам. Одарённость может быть и результатом «ошибки», допущенной при делении клетки и репликации генетического материала. Также имеет значение теория «угасания признаков»: в общественном мнении утвердилось представление, что «на детях гениев природа отдыхает», а на выдающиеся проявления можно рассчитывать лишь во втором - третьем поколениях. Специалисты же говорят, что организм наследует не признак как таковой, а лишь способность формировать этот признак в определённых условиях среды. Т.к. условия для развития у детей и родителей отличаются, то степень проявления тех или иных признаков, даже при отсутствии мутаций, неизбежно окажется разной. А вышеупомянутое правило, вероятно, один из многочисленных мифов.

Психогенетика - наука, изучающая относительную роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуально-психологических особенностей личности, в том числе способностей. Среда – комплекс внешних факторов, влияющих на развитие личности.

Методы психогенетики позволяют количественно оценивать влияние средовых и генетических факторов на формирование индивидуальных различий, например по интеллекту. Предметом изучения в психогенетике чаще всего являются следующие специальные способности: вербальные, пространственные, математические, мнемические, перцептивные, творческие. Обобщенный средний показатель наследуемости для наиболее изученных специальных способностей составляет 0.4. Более детальный анализ показывает, что вклад генотипа в вербальные способности оценивается от 0,43 до 0, 68. Изучение математических способностей даёт противоречивый результат: от полного отрицания до чёткого признания генетической детерминированности. Коэффициент наследуемости пространственных способностей велик: от 0.51 до 0.76.

В психогенетике получены доказательства относительно высокого вклада генотипического влияния в индивидуальных различиях по учебным достижениям (обобщённый показатель 0.4). Постоянство результатов неудивительно, т.к. тесты академической одарённости тесно связаны с общими интеллектуальными способностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: