Концепции одарённости (история исследования явления)

Концептуальные модели одарённости разрабатывались и разрабатываются учеными многих стран. Изучены многие её аспекты, что позволило преодолеть односторонность, как в диагностике одарённости, так и в развитии.

Долгое время одарённость рассматривалась как божественный дар. В античной культуре «гений» - фигура мифологическая, соединяющая в себе бессмертное божество и смертного человека (от лат. genius – дух). Термин «талант» стал использоваться практически одновременно со словом «гений». Первоначально словом талант (от греч. talanton) именовалась крупная мера золота. Постепенно сформировалось представление о таланте как о высокой степени развития способностей к определённому виду (видам) деятельности, в то время как под гением стали понимать высший, максимальный уровень их проявления, ведущий к способности создать идеи, которые влияют на развитие человеческой цивилизации.

Лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем, рассматривавшим одарённость не как божественное предопределение, а как результат врождённых, наследственно обусловленных свойств, был англичанин Ф. Гальтон. Его книга «Наследственность таланта: законы и последствия» по образному выражению специалистов «спустила проблему одарённости с небес на землю».

Параллельно существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара - ни божественного, ни врождённого - не существует: «природа свои дары дарит поровну». Но реальная практика свидетельствует, что умственные способности и людей не равны. Отличия эти колеблются в диапазоне от умственной отсталости до гениальности и проявляются уже в детстве.

Споры велись и о том, существует ли так называемая общая одарённость, как универсальная способность, либо одарённость проявляется только в одной или нескольких сферах. Специальные исследования свидетельствовали, что одарённость - интегративное личностное свойство. Подтверждение этому было несложно увидеть, проанализировав биографии выдающихся людей. Многие из них В.И.Вернадский, Ч.Дарвин, Р.Декарт, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин и многие другие – были всесторонне одарены. Глубина проникновения в различные сферы деятельности часто была феноменальной, что позволяло не просто реализовываться в различных видах творчества, но и добиться в каждой выдающихся результатов.

История экспериментального исследования одарённости насчитывает всего около ста лет. Первые экспериментальные исследования были проведены в рамках так называемой ассоциативной психологии (А. Бун, В. Вундт, Д. Миль, Г. Спенсер и другие). Подход этих исследователей условно назван функциональным. Они несколько механистически выделяли основные функции и, суммируя их, хотели получить представление о личностном потенциале – одарённости. Представители ассоциативной психологии исходили из того, что душе присущи три основных свойства: чувствование, воля и мышление. Позднее мышление отождествлялось с интеллектом или мыслительной силой духа. Большое значение стали уделять исследованию памяти, внимания, восприятия и других познавательных процессов (функций). На основе этих исследований стали разрабатываться методики измерения индивидуальных различий, призванные идентифицировать одарённых детей. Одним из характерных вариантов такого решения проблемы может быть система, предложенная Г.И. Россолимо. Он диагностировал 5 основных функций: мышление, внимание (устойчивость и объём), волю (сопротивление автоматизированности и внушаемости), восприимчивость (степень узнавания и воспроизведения), запоминание (по зрительному представлению фигур, картин, элементов речи и чисел).

В то же время стал развиваться интегративный подход к изучению одарённости. Сторонники его рассматривали одарённость как интегративную личностную характеристику. Таким образом, в обиход вошло понятие общая одарённость (В. Штерн, Э. Клапаред). Но это понятие стало быстро отождествляться с интеллектуальной одарённостью. Проблемой стало то, что сторонники данного отождествления очень сузили понятие «интеллект», сведя его к решению задач конвергентного типа. С современной точки зрения, интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, мышление в широком смысле слова, основная форма познания человеком действительности.

Французский психолог А. Бине одним из первых разработал комплекс методик для оценки интеллекта ребёнка. Последователи А. Бине, разработавшие теоретические модели интеллекта и методики его диагностики (Л. Термен – 1916, Р. Мейли – 1928, Дж. Равен -1936, Р. Амтхауэр – 1953, Р. Кеттел – 1958 и многие другие), не преодолели ограничения в понимании одарённости. Вплоть до середины XX века одарённость определяли исключительно по тестам интеллекта. Совершенствовались методики, создавались новые, направленные на определение коэффициента интеллекта (IQ), но практически все они так и являлись конвергентными. Такое ограниченное понимание ещё более утвердилось с возникновением кибернетики и созданием ЭВМ.

Одним из самых спорных постулатов теории «интеллектуальной одарённости» является следующее утверждение: «Интеллект – это генотипическая позиция, которая стабилизируется в возрасте 8 лет. А потому, будучи верно измерен, IQ может служить долгосрочным показателем интеллектуальной деятельности индивида». (Г. Мюллер, Э. Торндайк, В. Штерн). Сторонники данного направления основные свои силы сосредоточили на разработке диагностических центров для определения умственного развития детей. Ими вводились в обиход понятия «умственный возраст», «хронологический возраст», а их несовпадение квалифицировать либо как одарённость, либо как умственная отсталость.

Эти идеи были развиты в ряде исследований. Так в 40-х годах Д. Хебб ввёл понятие «генотипический интеллект, то есть генетически предопределённый, унаследованный интеллект. Д. Хебб отдавал предпочтение наследственным факторам. По сравнению с влиянием внешней среды они находились в соотношении 8:2 (где 8 – наследственность, а 2 – внешняя среда). Отсюда он сделал вывод о том, что содержание интеллекта есть продукт социокультурной среды и опыта субъекта, но способность этот опыт ассоциировать и использовать на 80% зависит от унаследованной генотипической структуры. В 80-е годы эти соотношения изменились: большинство авторов отмечали, что степень зависимости интеллектуального развития от генотипа не более 50-60%. Эти выводы – результат серьёзных исследований (близнецовый метод).

Таким образом, сторонники интеллектуальной одарённости рассматривали интеллект как биологически предопределённую установку, на которую внешняя среда может воздействовать в определённой степени, либо способствуя развитию, либо тормозя его, вплоть до максимального уровня, определённого той же наследственностью.

Примерно в это же время начинает возрождаться исходное представление об умственной одарённости. Как известно, умом традиционно считали не действия на основе подражания, а самостоятельное приобретение новых знаний. В результате большинство исследователей стали склоняться к тому, что ведущей характеристикой, определяющей потенции личности, является не интеллект, а креативность (способность к творчеству). Здесь принято называть такие имена какДж. Гилфорд. В. Лоуэнфельд. П. Торренс и другие.

В отечественной психологии и педагогике эта проблема была оттеснена на периферийный план научных знаний. Однако, внимание ей уделял Б.М. Теплов. Он предложил определять одарённость как сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении какой-либо деятельности. Изучал одаренность как интегративную характеристику с точки зрения физиологии П.С. Лейтес. В качестве ведущих характеристик он выделял активность и саморегуляцию, обусловленные свойствами типа нервной системы.

Значительно активизировались исследования в области одарённости в конце 80-х годов. Например, появилась «Концепция творческой одаренности» А.М. Матюшкина, которая представляет собой комплекс интеллектуальных, творческих, мотивационных факторов. А.М. Матюшкин выделил 5 составляющих одарённости:

1. Доминирующая роль познавательной мотивации.

2. Исследовательская творческая активность (обнаружение, установка и решение проблемы).

3. Возможность достижения оригинальных решений.

4. Возможность прогнозирования и предвосхищения.

5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Модель одарённо с ти Дж. Резулли

Среди современных концепций одаренности самой популярной является модель, разработанная Дж. Резулли (амер.) Согласно этой концепции, одарённость - стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей превышающих средний уровень, креативности, настойчивости (мотивация, ориентация на задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены: эрудиция и благоприятствующая окружающая среда.

Данная концепция весьма популярна и активно используется для разработки прикладных проблем. Па её основ» разработано множество образовательных моделей. Термин «одаренность» заменён термином «потенциал», т.е. эта универсальная схема может при­меняться для разработки системы обучения и воспитания всех детей, а не только одарённых.

Выделенная Дж. Резулли триада обычно представляется в виде трёх взаимно пересекающихся окружностей:

1) Интеллектуальные способности выше среднего (см. «Виды интеллекта по Х.Гарднеру»).

2) Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, т.е. в основе действий лежат разные мотивы. Но при этом нужно отметить, что мотивационно-потребностная сфера имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают устойчивое доминирующее положение, а другие подчинённое положение. Это явление называется направленностью личности.

Одарённые дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от её предметной ориентации, доминируют мотивы, непосредственно связанные с соде­ржанием их деятельности. Важные аспекты вскрыты в исследованиях психологов В.Э. Чудновского и В.С.Юркевич. Они отмечают в частности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, отметки, а потому что хочется самому, т.е. по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот экспериментально выявленный факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей.

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а её мотивацию. Так, например. Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская пишут: «...люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу оказываются, в конечном итоге более продуктивными, чем более одарённые, но менее заинтересованные».

3) Креативность или творческость. В различных материалах можно найти множество параметров, характеризующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. У Тоэнфельда - восемь: умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализ; ощущение стройности организации идей. У Л.П.Лука их выделено более десяти.

«Креативность. - пишет П.Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать Солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Беглость - это способность продуцировать максимальное число идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, но чем больше идей, чем больше выбора.

Гибкость способность легко переходить от явлений одного к явлениям другого класса, часто очень далёким по содержанию.

Оригинальность - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые идеи отличающиеся по своей необычности от широко признанных, банальных.

Другой полюс креативности отмечается термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы:

• одни лучше продуцируют оригинальные идеи;

• другие детально разрабатывают уже существующие.

Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, а считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: