Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии их независимости

Независимость судей обеспечивается гарантиями (ст. 10--11 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Многие авторы придерживаются теории деления гарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии (ст. 9-10 Закона РФ о Статусе судей).

С учетом такого деления можно предложить следующую классификацию гарантий:

I. Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

II. Экономические гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы (ст. 19 Закона о статусе судей).

III. Правовые (юридические) гарантии:

- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (п. I ст. 9 Закона о статусе судей);

- несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ);

- порядок отбора и наделения судей полномочиями (ст. 13 Закона о судебной системе, ст.ст. 3-6 Закона о статусе судей, ст.ст. 80-85 Закона о судоустройстве);

- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи (ст.ст. 13-14 Закона о статусе судей);

- право судьи на отставку (ст. 15 Закона о статусе судей);

- неподотчётность никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей);

- запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ);

- неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 87 Закона о судоустройстве, ст. 5 Закона о судебной системе);

- неограниченность срока полномочий судьи (кроме случаев назначения впервые судей районных судов, судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединений сроком на 3 года) (ст. 11 Закона о статусе судей);

- установление системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких (Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);

- система органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ - один из основных конституционных принципов судоустройства (судебной системы) в большинстве демократических стран мира. Заключается в том, чтосудья, будучи назначен (в редких случаях - избран), занимает свою должность пожизненно или до определенного возраста. В РФ после принятия Конституции РФ 1993 г. утвердилась и другая трактовка принципа Н.с.: избранный на определенный срок (напр., на 12 лет в состав Конституционного Суда РФ) судья не может быть произвольно смещен со своего поста до истечения этого срока. Принцип Н.с. не исключает смещения (в порядке особой процедуры) судей, признанных виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью.иболее пристального внимания, гарантий судейской независимости.

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

Военные суды.

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Военным судам подсудны:

  • гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, делам.

Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Система военных судов. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В систему военных судов может быть также включена Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ (далее – судьи Военной коллегии).

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

  • в первой инстанции гражданские и административные дела – судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела – коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
  • дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, – коллегия, состоящая из трех судей;
  • дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, – коллегия, состоящая из трех судей.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

  • дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает:

  • дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;
  • дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;
  • дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей; может быть введена должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела:

  • по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;
  • протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;
  • вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонный военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

Гарнизонный военный суд:

  • рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу;
  • принимает решения об аресте, заключении под стражу, содержании под стражей, ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;
  • рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законом.

 

42. Верховные суды республик, краев

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации.

Согласно ст. 20 Закона о судебной системе полномочия, порядок обра­зования и деятельности краевых (областных) и равных им судов устанавли­ваются федеральным конституционным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о судоус­тройстве и другими федеральными законами, действующими в настоящее вре­мя, в республиках, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге функционируют соответственно верховные суды, краевые, областные, окруж­ные и городские суды - суды общей юрисдикции с равными полномочиями. Поэтому далее они называются для краткости «краевые (областные) и равные им суды». Место этих судов в системе судов общей юрисдикции определяется прежде всего федеративным устройством России. Как следует из ст. 65 Кон­ституции РФ, в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, одна автономная область, 10 национальных округов, а также Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения. В каждом субъекте Федерации имеется соответственно верховный суд рес­публики, краевой суд, областной суд, окружной суд, городской суд

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на ре­шения, приговоры, определения и постановления районных судов, не всту­пившие в законную силу. Из этого следует, что областные и равные им суды, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рас­сматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приго­воры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим областные и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, опре­деленных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в каче­стве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постанов­ления областных и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ.

Таким образом, краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерар­хии между районными судами и Верховным Судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

Краевой (областной) и равный ему суд состоит из судей, консультантов и Других сотрудников. Их количество зависит от объема работы, который, в свою очередь, определяется населенностью и размерами территории субъ­екта Федерации, загруженностью районных судов и т. д. В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 30 и 42 Закона о судоустройстве и Законом о статусе судей областные и равные им суды действуют в составе: председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: