Для России, занимающей второе место в мире во объемам речного стока, проблема формирования эффективного экономического механизма регулирования и управления водными ресурсами имеет первостепенное значение.
Важным элементом такого механизма является «платное водопользование». Методические основы платного водопользования были проработаны Водным кодексом (1995 г.) и реализованы Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ, а Постановлением Правительства РФ от 22.07.98 № 818 установлены максимальные и минимальные ставки платы за пользование водными объектами, за забор и сброс воды, за пользование водными объектами, без изъятия водных ресурсов.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включала:
- плату за пользование водными объектами (водный налог);
- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
В зависимости от вида пользования водными объектами платежи устанавливались: за изъятие воды из водного объекта в пределах установленных лимитов; за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов в соответствии с установленными условиями водопользования.
|
|
Согласно основным положениям Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» основанием для взимания платы служили:
- лицензия (разрешение), устанавливающая право на пользование водным объектом;
- договор (между государственным органом исполнительной власти субъекта РФ и водопользователем), определяющий сроки, цели, способ, объемы использования водного объекта, устанавливающий виды, размеры и сроки платы за пользование водным объектом, а также штрафные санкции в случае на рушения договорных обязательств.
Пользование водным объектом без лицензии и договора является нарушением водного законодательства.
Внесение платы за пользование водными объектами не освобождало юридических лиц и граждан от компенсационных, то есть повышенных, платежей и возмещения ущерба, причиненного водному объекту.
Компенсационные платежи и возмещение ущерба должны были производиться за счет прибыли.
За пользование водными объектами сверх установленных лицензией и договором лимитов и объемов была назначена повышенная плата.
Сама плата за пользование водным объектом поступала в бюджет, а плата на восстановление и охрану водных объектов шла в целевые фонды.
Следует отметить, что в первые два года после вступления в силу Закона плата за водные ресурсы поступали в бюджетную систему медленно. Сказывались неоперативность доведения содержания данного закона до плательщиков, низкая исполнительская дисциплина и отсутствие контроля за исполнением. Но затем объемы их поступления стали нарастать: от 3—4 млрд руб. в 1999-2000 гг. до 12-13 млрд руб. в последующие годы.
|
|
Однако разочарованность аппарата управления финансовых органов медленным сбором платы за водные ресурсы в первые годы после вступления в силу Закона дала толчок развитию другой формы сборе средств - включению всех плат за пользование водными ресурсами в «ранг налога». Шаг за шагом стали вытесняться целевые фонды, собранные ими средства на восстановление и охрану водных объектов стали аккумулироваться как налоговые платежи в консолидированном бюджете.
В целях увеличения поступлений от платежей за пользование водными объектами в 2004 г. были разработаны Основные направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года и План мероприятий по их реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2004 г. Л 742-©). Однако в Плане мероприятий по реализации указанных Основных направлении практически не были предусмотрены конкретные меры по улучшению финансового состояния водохозяйственной деятельности.
С 1 января 2005 г. была введена в действие гл. 25.2 «Водный налог» ПК РФ. Соответственно, утратил силу Федеральный закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
В гл. 25.2 НК РФ, в отличие от Закона «О плате за пользование водными объектами»:
- отсутствовали какие-либо льготы по исчислению налога;
- ставки налога были увеличены практически по всем видам водопользования, кроме гидроэнергетики;
- увеличилось количество видов водопользования, которые не признаются объектом налогообложения.
С 1 января 2007г. Введен новый Водный Кодекс. И с 1 янв.2007 уплачивается плата за пользование водными объектами в соответствии с ВК РФ. Плательщиком водного налога являются организации и физ лица, осуществляющие особое специальное водопользование на основании юридических фактов, имевших место быть до 1 января 2007 года.
В общем при введении в действие Водного кодекса Российской Федерации имеет место постепенное «вытеснение» водного налога неналоговой платой по мере истечения сроков действия ранее выданных лицензий на водопользование и заключения договоров с водопользователями, ранее не получавшими соответствующей лицензии.