Понятие и общая характеристика земель водного фонда

И ЗАПАСА

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

Граждане как субъекты лесопользования

Граждане вправе осуществлять лесопользование в порядке, установленным законом, по всем видам лесопользования.

Помимо того граждане имеют право свободно пребывать в лесном, фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут).

Граждане имеют также право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством. Это право-, может быть ограничено законодательством субъектов РФ.

Сбор и«заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещается.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц.

Землями водного фонда признаются земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов (п. 1 ст. 102 ЗК РФ). Эти земли могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных

Современная Гуманитарная Академия


государственных или муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований. •••..,

Правовой режим земель водного фонда определяется сущностью
вод, которые являются важнейшим компонентом окружающей природной
среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным
ресурсом. Они - основа жизни и деятельности народов, проживающих
на прилегающей к водам территории, обеспечивают экономическое,
социальное, экологическое благополучие населения, существование
животного и растительного мира. В этой связи порядок использования
и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом
РФ и водным законодательством. _

В настоящее время действует Водный кодекс Российской
Федерации в редакции, принятый Государственной Думой 18 октября
1995г.1 '

Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Под ним понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты. Под ними понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (замкнутые водоемы).

Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст. 35 Водного кодекса РФ).

В федеральной собственности находятся:

- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых
расположены на территории двух и более субъектов Российской
Федерации;

- подземные водные объекты, расположенные на территории двух
и более субъектов Российской Федерации;

- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта
Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд
обороны, безопасности, федеральных энергетических систем,
федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация
которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

1 СЗ РФ. 1995, № 27, ст. 4471.

Современная Гуманитарная Академия


- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и
катадромных видов рыб;

- трансграничные (пограничные) водные объекты;

- внутренние морские воды;

- территориальное море Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными
территориями федерального значения или представляющие собой часть
этих территорий;

- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или
лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

- иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Управление федеральной собственностью на водные объекты

осуществляет Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по ее управлению может быть передана органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности..

Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств, ширина бечевника не может превышать 20 м.

Территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ
и других поверхностных водных объектов, именуется, ^водоохранной
зоной. Правовой режим на этой территории определяется Положением о
водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных
полосах, утверждено''постановлением Правительства Российской
Федерации от 23'ноября 1996 г. № 14044, г,,

На водоохранных зонах устанавливается специальный, режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения; засорения, заливания и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов.животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

1 СЗ РФ. 1996, № 49, ст. 5567.

Современная Гуманитарная Академия


Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается в размере от 50 м (при протяженности реки до 10 км) до 500 м (при протяженности реки свыше 500 км). Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 квадратных километров - 300 м, от 2 квадратных километров и более - 500 м.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами отвода земель под эти каналы.

На территории городов и других поселений размеры и границы водоохранных зон устанавливаются, исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. •

Минимальная ширина прибрежных полос для всех водоемов устанавливается в размере от 15 до 100 м в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту (пашня, луга, сенокосы, лес, кустарник) и крутизне склона.

В поселениях при наличии ливневой канализации и набережной
в каждом конкретном случае допускается границу прибрежных защитных
полос совмещать с парапетом набережной. >w

Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах население информируется в установленном порядке.

В пределах водоохранных зон запрещается:

- проведение-авиационно-химических работ;

- применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями
растений и сорняками; «.!,,.,

- использование навозных стоков для удобрения почв; -,,,

- размещение складов ядохимикате», минеральных удобрений,.и
горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры,
ядохимикатами,,,„животноводческих комплексов и ферм, мест
складирования и''захоронения промышленных, бытовых и
сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников,
накопителей сточных вод;

- складирование4навоза и мусора; • *

- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин
и механизмов;

- размещение дачных и садово-огородных участков при^щирине
водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов прилегающих
территорий более 3 градусов; •;••.-•>.,•

- размещение стоянок транспортных средств, в, том ;числе на
территориях дачных и садово-огородных участков;,,,.>,.,

- проведение рубок главного пользования; т. >

- проведение без согласования с бассейновыми и,;други.ми
территориальными органами управления использованием и охраной
водного фонда строительства и реконструкции зданий,, сооружений,
коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных

Современная Гуманитарная Академия


ископаемых, землеройных и других работ..

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к перечисленным ограничениям, запрещаются:

'-распашка земель;-
т - применение удобрений; о».•: '

- складирование отвалов размываемых грунтов;

- выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования
традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

- установка сезонных стационарных палаточных городков,
размещение дачных и садово-огородных участков и выделение
участков под индивидуальное строительство;

- движение автомобилей, тракторов, кроме автомобилей
специального назначения. v ' v

Участки земель >в пределах прибрежных защитных полос
предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации,
рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и
гидротехнических сооружений при наличии лицензий на
водопользование, в котор-ых устанавливаются требования по
соблюдению ^водоохранного режима1. Прибрежные защитные -полосы,
как правило!, должны быть заняты древесно-кустарниковой
растительностью или залужены. <<

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон,
прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на
водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и
землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны
и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный
режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных
зон не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников
земель,- землевладельцев, землепользователей или запрета на
совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев,
предусмотренных законом. - •.г,-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: