Вопрос 2. Стратегические альянсы – отраслевые и региональные аспекты

Под стратегическим альянсом (СА) понимаются долгосрочные взаимовыгодные отношения между хозяйствующими субъектами, позволяющие каждому из партнеров более эффективно достигать стратегических целей, поставленных на данном этапе развития, повысить эффективность использования совместных ресурсов и снизить трансакционные издержки.

Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Успех или неудача альянса может проявляться, например, в динамике котировки акций, в доступе к критическим ресурсам и знаниям.

Стратегические альянсы требуют крупных вложений в развитие межфирменных отношений, например, в размещение производств и складов, в совместимость корпоративных стандартов и инфраструктуры, в согласованное обучение персонала, в межфирменные коммуникации и преодоление барьеров. Они могут обязывать руководителей фирм раскрывать свои ноу-хау партнеру конкуренту ради достижения более важных стратегических целей глобального развития и защиты от других соперников на рынке.

В стратегических альянсах доверие выступает экономическим фактором. Альянс не может быть стратегическим лишь для одной стороны. Он должен быть сбалансированным и в идеале обеспечивать конкурентные преимущества всем участникам. При этом классификация альянсов зависит от выбора критерия, в соответствии с которым группируются формы межфирменного сотрудничества.

К основным критериям можно отнести следующие.

По страновой принадлежности компаний альянсы разделяются на национальные и международные. Особенности отраслей, представляемых участниками, позволяют выделять внутри- и межотраслевые альянсы, причем участников отличают и стадии жизненного цикла их отрасли (рост, зрелость, стагнация).

Важным критерием служит сфера общих интересов, в рамках которой рассматриваются, например, технологические (проведение НИОКР, передача технологий, нововведения), рыночные (маркетинговые, защита доли рынка, доступ к дешевым ресурсам) и др. альянсы.

Альянсы классифицируются также в зависимости от характера связей (формальные контракты, неформальные связи) и взаимоотношений (двусторонние или многосторонние). В совокупности выделенные критерии позволяют выполнить комплексную оценку устойчивости и особенностей развития альянса.

Характер развития СА во многом зависит от выбора стратегии продвижения продуктов (товара или услуг) альянса. Причем, как показывает опыт, организация массированной рекламной кампании с одновременным проведением большой информационно-разъяснительной работы позволяет партнерам привлечь в альянс дополнительное количество потенциальных участников.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: