Под стратегическим альянсом (СА) понимаются долгосрочные взаимовыгодные отношения между хозяйствующими субъектами, позволяющие каждому из партнеров более эффективно достигать стратегических целей, поставленных на данном этапе развития, повысить эффективность использования совместных ресурсов и снизить трансакционные издержки.
Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Успех или неудача альянса может проявляться, например, в динамике котировки акций, в доступе к критическим ресурсам и знаниям.
Стратегические альянсы требуют крупных вложений в развитие межфирменных отношений, например, в размещение производств и складов, в совместимость корпоративных стандартов и инфраструктуры, в согласованное обучение персонала, в межфирменные коммуникации и преодоление барьеров. Они могут обязывать руководителей фирм раскрывать свои ноу-хау партнеру конкуренту ради достижения более важных стратегических целей глобального развития и защиты от других соперников на рынке.
|
|
В стратегических альянсах доверие выступает экономическим фактором. Альянс не может быть стратегическим лишь для одной стороны. Он должен быть сбалансированным и в идеале обеспечивать конкурентные преимущества всем участникам. При этом классификация альянсов зависит от выбора критерия, в соответствии с которым группируются формы межфирменного сотрудничества.
К основным критериям можно отнести следующие.
По страновой принадлежности компаний альянсы разделяются на национальные и международные. Особенности отраслей, представляемых участниками, позволяют выделять внутри- и межотраслевые альянсы, причем участников отличают и стадии жизненного цикла их отрасли (рост, зрелость, стагнация).
Важным критерием служит сфера общих интересов, в рамках которой рассматриваются, например, технологические (проведение НИОКР, передача технологий, нововведения), рыночные (маркетинговые, защита доли рынка, доступ к дешевым ресурсам) и др. альянсы.
Альянсы классифицируются также в зависимости от характера связей (формальные контракты, неформальные связи) и взаимоотношений (двусторонние или многосторонние). В совокупности выделенные критерии позволяют выполнить комплексную оценку устойчивости и особенностей развития альянса.
Характер развития СА во многом зависит от выбора стратегии продвижения продуктов (товара или услуг) альянса. Причем, как показывает опыт, организация массированной рекламной кампании с одновременным проведением большой информационно-разъяснительной работы позволяет партнерам привлечь в альянс дополнительное количество потенциальных участников.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15