Вопрос 1. Антимонопольное регулирование деятельности интеграционных образований

Конкуренция, являясь неотъемлемым механизмом рынка, противостоит монополизму в экономике, поскольку ограничивает возможности каждого участника рыночных отношений монопольно воздействовать на общие условия рынка. Рычагом сдерживания монополистической деятельности и поддержания конкуренции служит антимонопольное законодательство.

Функционируя в конкурентной среде, компании находят возможности выживания и развития в ней за счет сотрудничества и объединения с другими компаниями. Наиболее часто выделяют следующие формы интеграционных образований: консорциум, картель (вне закона), пул, трест, синдикат, концерн, конгломерат, финансово-промышленная группа, холдинг, бизнес-группа, ассоциация, стратегический альянс. Однако деятельность не всех интеграционных образований подчиняется и соответствуют установленным законом нормам и порядкам, тем самым нарушая условия свободы предпринимательской деятельности.

Рассмотрим антимонопольное регулирования в рамках деятельности интеграционных образований.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство появилось только с началом рыночных реформ. В ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности. Основополагающим антимонопольным законом является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В этом Законе даны определения следующих понятий: монопольно высокая цена, монопольно низкая цена, аффилированные лица. Государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции осуществляет ФАС России. Основу для антимонопольного регулирования составляет норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная норма продублирована в ст. 10 ГК РФ, содержание которой позволяет квалифицировать такие действия как злоупотребление правом.

Специальным нормативным правовым актом, устанавливающим антимонопольные требования, является «Закон о конкуренции». Непосредственное значение для определения холдинговых отношений применительно к антимонопольному регулированию имеют два понятия: аффилированность и группа лиц.

Критерии способности оказывать влияние, лежащие в основе аффилированности, определяются в ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

1) член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

2) лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

3) лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

4) юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо оставляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Рассмотрим антимонопольное регулирование холдингов и финансово-промышленных групп, как самых устойчивых и стабильных представителей интеграционных объединений.

Контроль над холдингами

Холдинги как предпринимательские объединения дают возможность одному хозяйствующему субъекту осуществлять экономический контроль над другими хозяйствующими субъектами. Это потенциально может привести к ограничению конкуренции на рынке, действующее законодательство применительно к холдингам предусматривает следующие основания установления антимонопольного контроля:

1) создание холдинговых компаний при приватизации в результате преобразования государственных предприятий в акционерные общества;

2) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций;

3) получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок) превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

4) получение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности;

5) создание коммерческих организаций (п. 4 ст. 17 Закона о конкуренции).

 

Контроль над финансово-промышленными группами

Для предупреждения концентрации на рынках особое значение имеет антимонопольный контроль над созданием и деятельностью финансово-промышленных групп. Правовой основой такого контроля является Федеральный закон от 30 ноября 1995 года №190—ФЗ «О финансово-промышленных группах».

Финансово-промышленная группа — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В основу государственного антимонопольного контроля над формированием ФПГ положено предотвращение создания новых интегрированных структур монопольного характера на внутреннем рынке и возможностей заключения в рамках ФПГ соглашений, имеющих антиконкурентный характер и приводящих к существенному ограничению конкуренции. Антимонопольные органы не только проводят экспертизу проектов создания ФПГ, но и отслеживают последствия функционирования ФПГ на внутренних рынках страны.

При рассмотрении проектов создания ФПГ особое внимание антимонопольные органы уделяют анализу обоснованности государственной помощи предприятиям-участникам финансово-промышленных групп по сравнению с другими предприятиями, работающими на рынок такого же товара. Вопрос обоснованности государственных льгот и преимуществ и их временной аспект может быть решен только на основе анализа реального участия каждого предприятия в инвестиционных проектах и программах, результатом которых станет реализация потенциала ФПГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: