Вопрос 2. Государственное регулирование создания холдингов

Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения.

В соответствии с Российским законодательством фирма признается дочерней, если ее решения могут определяться в силу преобладающего участия в уставном капитале, в соответствии с заключенным между ними договором с другой организацией. С точки зрения гражданского законодательства РФ, зависимое хозяйственное общество обладает более чем 20 % его голосующих акций или долей в уставном капитале. Исходя из практики и особенностей приватизации в России головная компания холдинга и ее дочерние организации образованы и действуют в форме обществ (ОАО, ЗАО, ООО).

Деятельность холдингов регулируется налоговым и антимонопольным законодательством.

 

Что касается антимонопольного законодательства, оно не затрагивает напрямую определение «холдинг», однако в нем часто используется термин «аффилированные лица» (оно означает физическое или юридическое лицо, которое может оказывать влияние на деятельность других физических или юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

 

Налоговое законодательство Российской Федерации также не оперирует понятиями «холдинг» или «группа компаний», но регулирует деятельность «взаимосвязанных лиц» (о непосредственном и (или) косвенном участии в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов).

 

Документом, непосредственно регулирующим правовые отношения в этой сфере экономики, является временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденное в ноябре 1992 г. Указом Президента России. Поэтому нормативно-правовая база по холдингам в нашей стране в настоящее время находится в стадии формирования.

 

Тема нормативного регулирования холдингов и групп компаний активно обсуждалась с мая 1999 года по июнь 2002 года. В результате этого обсуждения появился проект Федерального закона «О холдингах» (Проект № 99049555-2), который был принят Государственной думой в окончательной редакции 01 декабря 1999 года и одобрен Советом Федерации РФ 07 июля 2000 года. Однако уже 20 июля 2000 года указанный проект был отклонен Президентом РФ.

Холдинговая компания может быть создана двумя основными способами:

1) путем преобразования государственных предприятий с выделением из их состава подразделений, которые становятся дочерними организациями;

2) посредством объединения пакетов акций, приватизируемых (или уже приватизированных) самостоятельных организаций.

Созданием холдинговой компании могут заниматься Комитет по управлению государственным имуществом, трудовые коллективы организаций, банки, а также лица, заинтересованные в образовании холдинговой компании. Обязательным условием является согласие трудовых коллективов организаций на участие в холдинге.

При создании холдинговой компании за разрешением необходимо обращаться в ФАС, который в соответствии с Временным положением дает согласие на создание холдинговой компании, если это не приведет к монополизации производства (рыночная доля холдинга не должна превышать 35 %).

Это положение устанавливает также, что создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, ассоциаций, союзов и других объединений предприятий, а также органов государственного управления. Организационно-правовой формой как холдинговой компании, так и дочерних организаций может быть только акционерное общество открытого типа.

Временное положение регулирует также образование холдинговых компаний посредством приобретения контрольных пакетов акций (поглощения) организаций. Поглощающая организация признается в указанном документе холдинговой компанией. Поглощение не допускается только в случаях:

- если поглощаемая организация и холдинговая компания реализуют аналогичную или взаимозаменяемую продукцию;

- если холдинговая компания является потребителем продукции, производимой поглощаемой организацией, и доля последней на рынке составляет более 35 % или превышает объем потребления холдинговой компанией этой продукции;

- если поглощаемая организация осуществляет сбыт продукции, производимой холдинговой компанией, и доля поглощаемой организации на рынке составляет более 35% либо превышает долю холдинговой компании.

Согласно Закону «О конкуренции», приобретение организацией, охватывающей более 35 % рынка определенного товара, акций или долей в уставном капитале другой организации, работающей на том же рынке, а также покупка любым лицом контрольного пакета акций или долей хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, осуществляется с предварительного согласия Антимонопольного комитета. В данном случае под контрольным пакетом акций (долей) понимается такое их количество, которое обеспечивает более 50 % голосов при принятии решений на общем собрании акционеров или участников организации.

Положение «О выпуске и обращении ценных бумаг» предъявляет определенные требования к сделкам по приобретению инвесторами крупных пакетов акций любых акционерных обществ, независимо от того, занимают они на рынке доминирующее положение или нет. Нарушение данных требований является основанием для признания сделок недействительными.

В соответствии с положением не допускается и не разрешается: передача холдинговой компании какой-либо из ее дочерних организаций прав на сбыт продукции, произведенной другими дочерними организациями (за исключением экспортной продукции); регулирование холдинговой компанией цен на продукцию дочерних организаций; допуск должностных лиц структурных подразделений к любой информации о деятельности холдинговой компании, владение дочерними организациями акций холдинговой компании.

Кроме того, холдинговая компания обязана раз в квартал сообщать в периодической печати полные сведения о принадлежащих ей акциях (долях) других организаций, а также публиковать сведения о купле-продаже более 5 % акций организаций, в том числе ее дочерних акционерных обществ.

Помимо этого, налоговое законодательство предусматривает такое понятие как консолидированная отчетность. Консолидированная отчетность, будучи качественно новым уровнем отчетности, раскрывает информацию о финансовом положении и результатах деятельности холдинга в целом, рассматривая его как единый субъект предпринимательской деятельности. Такая отчетность позволяет воссоздать полную картину результатов, масштабов деятельности холдинга, сделать ее прозрачной для инвесторов, кредиторов, контролирующих и надзорных органов, способствуя повышению доверия как к предпринимательскому объединению в целом, так и к отдельным его участникам.

Тем не менее, в законодательстве Российской Федерации консолидированная отчетность пока не получила необходимого закрепления. Существуют Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности – система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Сводная бухгалтерская отчетность группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: