Творческая деятельность

1. Рязанский драматический театр, режиссер, 1951-1953

2. Центральный детский театр (ЦДТ, ныне – Молодежный театр), Москва, главный режиссер, 1954-1963

-Приглашен на пост главного режиссера директором ЦДТ

-При А.В. Эфросе театр перестал быть исключительно детским

-Именно в годы работы А.В. Эфроса театр пережил свой расцвет и обрел популярность

-Особой популярностью у режиссера пользовались пьесы Виктора Розова, к которым он не однократно возвращался на протяжении своей творческой карьеры

ЦДТ: «В добрый час!», 1955, «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином»

Ленком: «В день свадьбы», 1964

На Малой Бронной: «Брат Алеша», Достоевский, 1972

-Постановка спектакля «В добрый час!» сблизила А.В. Эфроса с Олегом Ефремовым; спектакль сыграл роль в разработке концепции самого популярного российского театра 1950-х – «Современник»

-«Современник» открыт пьесой Розова «Вечно живые» в постановке О. Ефремова, 1957

-А.В. Эфрос ставит «Никто», Эдуардо де Филиппо, в ролях: Олег Ефремов, Лилия Толмачева

-А.В. Эфрос в ЦДТ работал с еще молодыми Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Львом Дуровым (27 лет сотворчества)

3. Московский государственный театр имени Ленинского Комсомола (Ленком), главный режиссер, 1963-1967

- А.В. Эфрос был переведен в Ленком управлением культуры для улучшения ситуации в трудные времена для театра

- С 1964 с перерывами преподает в ГИТИСе

- С приходом А.В. Эфроса в театр, очень быстро набрали популярность следующие актеры: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева и др.

- В Ленкоме Эфрос поставил «В день свадьбы», 1964, «104 страницы про любовь», 1964, «Мой бедный Марат», 1965, «Снимается кино…», 1965, произведения Розова, Радзинского, Арбузова

-Впервые А.В. Эфрос берется за классику – «Чайка», 1966, «Мольер» Булгакова, 1966

-Постановки А.В. Эфроса действительно вернули зрительский интерес театру, неся в себе актуальные завуалированные темы, волнующие интеллигенцию (например, место личности в обществе), при этом классические постановки так же обретали актуальность

-Спектакль «Три сестры» стал поворотным для режиссера в Ленкоме – руководство разглядело аллюзии на советскую действительность, и в 1967 году А.В. Эфрос был переведен в театр на Малой Бронной, режиссеру дали возможность забрать с собой 10 актеров-единомышленников, среди которых были Лев Дуров и Ольга Яковлева

4. Московский драматический театр на Малой Бронной, штатный режиссер, 1967-1984

-В понижении до штатного режиссера, А.В. Эфрос в последствии видел большой плюс для себя – им, в сущности, пренебрегли и оставили только одну возможность – заниматься искусством, избавив от политически навязанных обязанностей (например, подписывать письма против Солженицына, как это приходилось делать Товстоногову, соответствовать образу официально утвержденного диссидента, который был навязан Любимову, ставить спектакли к революционным и партийным датам, как это приходилось делать Ефремову)

- Первый же спектакль А.В. Эфроса «Три сестры» был запрещен, позже был запрещен и «Обольститель Колобашкин», Радзянский, что заставило режиссера оставить социальные проблемы и вновь обратиться к классике

- Несмотря на должность театра на Малой Бронной в своих кругах неофициально именовался «театром Эфроса» все 17 лет

-На Малой Бронной Эфрос работал с Дуровым, Гафтом, Волковым, Яковлевой, Броневым, Ширвиндтом, Державиным, Круглым, Петренко, Далем, Корневой, Любишиным, Сайфулиным, Мартынюком, Каневским и многие из труппы обрели популярность благодаря постановкам А.В. Эфроса

- А.В. Эфрос ставит Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Буря»; Мольера: «Дон Жуан», «Тартюф»; «Три сестры», «Брата Алешу», «Месяц в деревне» и «Женитьбу»

- Иногда А.В. Эфрос ставит и современных драматургов «Счастливые дни несчастливого человека», Арбузов, «Человек со стороны», Дворецкий, «Эшелон», Рощин, «Сказки старого Арбата» и т.д.

-Период больших достижений А.В. Эфроса, признанного классиком режиссуры, чья каждая постановка становилась сенсацией

-Успешного режиссера замечают за рубежом, и А.В. Эфрос ставит Чехова и Булгакова в Японии и США; в США одним из первых советских граждан смотрит «Заездные войны»

- МХАТ: «Тартюф», «Живой труп»

-А.В. Эфрос много работал на телевидении, познавая новые выразительные средства

-В этот период творчества А.В. Эфрос много пишет, фиксируя свои личные впечатления от профессии, рассуждает о театре настоящего и будущего, его мысли мы может прочесть в книгах, издавшихся в тираже лишь годы спустя «Репетиция – любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального романа» и т.д.

-Театр на Малой Бронной постепенно становился одним из центров духовной жизни Москвы, поравнявшись с театром на Таганке, при этом, не конкурируя с ней, но преподнося зрителю спектакли, в которых современное всегда перекликалось в вечностью

-В 70-е Анатолий Эфрос и Юрий Любимов относились друг к другу уважительно: в 1973 А.В. Эфрос поставил телевизионный спектакль «Всего несколько слов в защиту господина де Мольера» с Юрием Любимовым в главной роли, а в 1975 Любимов пригласил А.В. Эфроса на постановку «Вишневого сада»

-К середине 70-х А.В. Эфрос приобретает у руководства сомнительную репутацию: во многих его постановках пытливый глаз находит социально-политические аллюзии, режиссера обвиняют в искажении классики, многие спектакли запрещают к показу (например, «Обольститель Колобайкин»), несмотря на большую поддержку со стороны главного режиссера театра – Александра Дунаева

-Сам А.В. Эфрос старался избегать политики, считая ее не достойной театра, его главной темой становился нравственный поиск интеллигенции, и режиссер все больше становился ее кумиром

-В 1979 провал спектакля «Дорога» по «Мертвым душам» ознаменовал начало кризиса режиссера в театре на Малой Бронной, со слов критика, главная роль не давалась Козакову, а сам режиссер вступил вразлад то ли с театром, то ли с самим собой

-В 1982 году на постановке «Трех сестер» А.В. Эфрос столкнулся с непривычным равнодушием зрителя – режиссер посчитал нужным сделать ставку на молодежь, но молодежь покидала зал во время антракта

-В 1983 году директор театра, подкрепившийся последними неудачами режиссера, Илья Коган объявляет войну А.В. Эфросу, последней постановкой режиссера на Малой Бронной становится «Директор театра», и в 1984 году в разгар сезона А.В. Эфрос покидает театр (в соответствии с приказом Управления культуры, режиссер увольняется по собственному желанию в порядке перевода на должность главного режиссера театра на Таганке)

5. Московский театр драмы и комедии на Таганке, главный режиссер, 1984-1987

-А.В. Эфрос поневоле принял руководство театром на Таганке после того, как Юрий Любимов был лишен гражданства и вынужден был оставаться заграницей.

- Этот период его жизни стал особенно драматичным:

-Юрий Любимов обвинил Эфроса в забвении корпоративной солидарности, коллектив театра на Таганке не принял своего нового худрука, несколько известных актеров демонстративно покинули труппу театра, когда А.В. Эфрос туда пришел, остальная труппа, за редким исключением (Золотухин, Смехов, Димидова) объявила ему жестокий бойкот

-А.В. Эфрос оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился

- Последние спектакли режиссера – «На дне», «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Прекрасное воскресенье для пикника» и «Вишневый сад» (возобновлен), «Мизантроп» (последний спектакль, осень, 1986), были осуществлены через больше сопротивление труппы, впервые его спектакли стали оцениваться не по художественным критериям, а по социальным

В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. А.В. Эфрос должен был уйти. Режиссер подписал коллективное письмо актеров театра на Таганке в поддержку возвращения Любимова, но уходить ему было некуда. В ноябре 1986 года театр гастролировал в Польше, где проходили обсуждения спектаклей Эфроса, в ходе которых, резко осуждался приход А.В. Эфроса в театр на Таганке. Психологическое и эмоциональное напряжение режиссера на фоне разраставшегося конфликта послужило косвенной причиной инфаркта, повлекшего его смерть 13 января 1987 года. Жена А.В. Эфроса Наталья Крымова была известным театральным критиком, их сын Дмитрий Крымов – театральный художник и режиссер, с 1976 года иногда работал художником в спектаклях у отца.

Творческая особенность А.В. Эфроса, сопутствовавшая ему на протяжении почти всей творческой жизни состояла в том, что, не являясь массовым модным эпатажным режиссером, как, например, Олег Ефремов или Юрий Любимов, А.В. Эфрос имел авторитет в среде профессионалов театрального дела, которые могли оценить всю глубину и новаторство его режиссуры.

Фильмография

1960 – Шумный день (совместно с Г. Натансоном)

1962 – Високосный год

1964 – Двое в степи

1970 – Борис Годунов (ТВ)

1972 – Марат, Лика, Леонидик

1973 – Всего несколько слов в защиту господина де Мольера (ТВ)

1974 – Страницы журнала Печорина (ТВ)

1974 – Таня

1976 – Фантазия (Гран-при Международного телевизионного фестиваля «Злата Прага»)

1977 – В четверг и больше никогда (фильм вошел в число лучших лет советского интеллектуального кино)

1983 – Месяц в деревне

1984 – Тартюф (ТВ-версия спектакля МХАТ)

Награды

1975 – приз Белградского международного театрального фестиваля (БИТЕФ) за постановку на сцене Белградского театра спектакля «Дон Жуан»

1976 – звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР

1985 – орден Трудового Красного Знамени

 


20. Пьесы "Новой волны".

Театральные дебюты драматургов «новой волны» состоялись в начале 80-х годов, почти одновременно с началом «вампиловского сезона» в театре. Именно к этому времени стало очевидным, что на смену «положительному» герою, традиционному для советской литературы, и герою-романтику, максималисту, борцу с несправедливостью 50—60-х годов, верящему, что ему по плечу изменить жизнь и состояться как незаурядная личность, пришли «не герои», а (по определению критиков), «серединные люди», «маргиналы», люди «вибрирующие», «средненравственные»…
Как писал критик Б. Любимов, драматургия «новой волны» создала групповой портрет «промежуточного» поколения, несущего в себе все черты «негероического героя». Это поколение «людей не очень добрых, но и не так чтоб очень злых, всё знающих про принципы, но далеко не все принципы соблюдающих, не безнадёжных дураков, но и не подлинно умных, читающих, но не начитанных… о родителях заботящихся, но не любящих, детей обеспечивающих, но не любящих, работу выполняющих, но не любящих… ни во что не верящих, но суеверных; мечтающих, чтобы общего стало не меньше, а своего побольше…»[40]
Именно таковы герои пьес А. Галина («Восточная трибуна», «Ретро», «Стена»), С. Злотникова («Сцены у фонтана» и «Пришёл мужчина к женщине»), Л. Петрушевской («Чинзано», «Уроки музыки»), В. Славкина («Взрослая дочь молодого человека», «Серсо»), Э. Радзинского («Спортивные сцены 1981 года»), А. Казанцева («Старый дом»). Быт застойного времени не мог дать боевитого положительного героя – и в драмах «новой волны» его нет. В лучшем случае речь в них идёт о повседневном героизме преодоления лжи, подлости, предательства.
Вопрос о «положительной программе» в их творчестве был задан авторам на страницах журнала «Театр». Однако собравшиеся за «круглым столом» молодые драматурги отстаивали своё право на исследование внутреннего мира именно такого, а не иного героя. «У каждого времени свои герои и свои выразители… При этом изменился не масштаб героя… а наше отношение к этому масштабу. Он стал измеряться не столько «вширь», сколько «вглубь»» (Олег Перекалин). «Театр сегодня не может умиротворять, утешать, успокаивать. Он должен будоражить, не на шутку тревожить и предупреждать… Прямота, резкость, а порою и беспощадность в постановке вопросов, присущие финалам некоторых современных пьес, это попытка пробиться через жировой слой души, который у части зрителей накоплен годами, – и в результате посещения театра тоже!» (В. Арро). «Моего героя легко не заметить, люди совести скромны и не любят выхорашиваться. Их и глазом не видишь – скорей ощущаешь, как тепло от печки: кто-то топит её и жить легче, и слабый, глядишь, становится бодрее, умный – умнее…» (Н. Павлова)[41]. Но всё же чаще всего в центре внимания «поствампиловской» драматургии – герой, который явился главным открытием А. Вампилова: человек, у которого «качающееся коромысло в душе» (Л. Аннинский). Вампилов раньше и ярче других показал драматизм внутреннего конфликта целого поколения романтиков и мечтателей, «детей оттепели», которые оказались, в силу социальных обстоятельств «изгнанниками» из своего времени и, взрослея, стали натыкаться вдруг на нечто промежуточное, смутное, зыбкое: «плохих» нет, «злых» нет и виноватых в их душевном дискомфорте тоже не видно. Вампилов точно определил болезнь души своего современника, названную в критике «синдромом Зилова». «Зиловы, – писал Б. Любимов, – прочно укоренились в жизни: их родственники летают во сне и наяву, проносятся в осеннем марафоне – современные Пер Гюнты, катящиеся по кривой, мимо семьи, работы, друзей…»[42] Драматурги «поствампиловского» призыва продолжали исследовать тип разочарованного мечтателя, которому «что-то не позволило стать самим собой».
Обычно герои пьес «новой волны» – 30—40-летние люди, с уже определившейся линией жизни и подошедшие к поре подведения некоторых итогов: каким хотел быть? каким стал? почему «не состоялся», как замышлялось в юности? Подобные вопросы мучают музыканта Вадима Коняева и его бывших одноклассниц («Восточная трибуна» А. Галина), редактора литературного журнала Нелли («Колея» В. Арро), «стосорокарублёвого» инженера Куприянова – «Бэмса» («Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина), их сверстников из пьес «Спешите делать добро» М. Рощина и «Пришёл мужчина к женщине» С. Злотникова. И, как правило, оказывается, что «планка» надежд, жизненных целей, принципов в юности была установлена ими слишком высоко. Они в силу разных причин не смогли взять «заданную высоту».
Врач Шабельников и его жена Алина («Смотрите, кто пришёл» В. Арро) вынуждены признать, что у них «непрочные позиции» в жизни, что они «ничего из себя не представляют», не умеют «сделать счастливыми» ни себя, ни близких, что легко уступают своё место людям с деловой хваткой, нуворишам, барменам, банщикам и куаферам, готовым скупить их «со всеми потрохами»: книгами, учёной степенью, амбициями, поэтическими всплесками и т. д. «За оплатой, как говорится, фирма не постоит».
Рефлексирует по этому поводу Нелли, героиня пьесы Арро «Колея». Уже в начале драмы, описывая квартиру героини, автор замечает: «чувствуется, что здесь в прежние годы взращивали новый бытовой стиль, простой и раскованный, но, не взрастив, бросили на середине…»[43] Мотив несостоятельности, «несостыковки мечты с действительностью» – главный в пьесе. «Давно, много лет назад мне казалось, – говорит героиня, – что мой дом – это весь мир… Ну, а теперь у меня нет дома… Мы вообще утратили понятие дома: дружного, надёжного, тёплого. А нет дома – нет и семьи. А нет семьи, то… – и ничего нет!»[44]
«Ничего не могу для вас сделать. Простите меня», – признаётся Вадим Коняев своим одноклассницам, через много лет заглянув в город детства. Когда-то, уезжая учиться в московскую консерваторию, он обещал написать музыку об улице, на которой они жили, о них самих, чтобы люди знали, что они существовали на свете. «Ждали музыку»… – а он привёз импортные шмотки на продажу. Комплекс вины не покидает героя на протяжении его «свидания с юностью» у восточной трибуны заросшего стадиона (А. Галин «Восточная трибуна»).
Уже двадцать лет мучается оттого, что «не может поставить своё прошлое на полку», Бэмс («Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина). Бывший «первый стиляга, король джаза», с болью и обидой вспоминает о том, как они, «поколение Политехнического», в своё время не были поняты ни институтским начальством, ни комсомольскими вожаками и как неадекватно дорого обошлись им невинные, в общем-то, выходки и увлечения: «двадцать лет… понадобилось, чтобы они поняли, что кока-кола – просто лимонад, и ничего больше», что коронный шлягер «Чаттануга-чуча» – просто «песенка на железнодорожную тематику». «А тогда нам вжарили и за кока-колу, и за джаз, и за узкие брюки. Потому что тогда-то было точно известно – если нам это нравится, значит мы плесень! Гниль! Не наши. Двадцать лет!.. Жизнь!..»[45]
Критик Ю. Смелков назвал эту черту поствампиловского персонажа конфликтом «со своей собственной молодостью». У знакомого нам по советской литературе традиционного положительного героя такого внутреннего разлада не было, как не было и «самоедства», которым страдает большинство персонажей «новой волны». Бэмс признаётся дочери: «Я сам себя ем. А знаешь за что? За то, что ты меня не ешь, что мать меня не ест, за то, что не едят меня ни работа, ни развлечения, ни природа… И сам я вегетарианец… А как красиво начиналось!..»[46] «И куда всё ушло? – как будто подхватывает его слова героиня «Колеи». – …Во мне сидит ненасытная жаба тщеславия… И именно поэтому отсюда уходят, уходят все, сначала муж, потом дети…» Мучительный самоанализ, комплекс вины перед собой и близкими на свою «несостоятельность» – лучшее, что есть в этих «вибрирующих» героях. Стыд и совесть не покинули их души. Вызывает сочувствие и их желание что-то исправить, наверстать упущенное. Однако почти во всех случаях метания от одиночества, непонятости, утраченных иллюзий вследствие обстоятельств, не зависящих от героев, приводят их к иллюзиям новым, «выстроенным собственными руками», к играм в дом, в семью, якобы счастье и т. д.
Неприкаянные и мало знакомые друг другу люди в пьесе В. Славкина «Серсо» задумывают создать некую «коммуну» в доставшемся одному из них по наследству загородном доме. Название пьесы символично: как в игре в серсо, герои надеются хоть ненадолго почувствовать радость общения. Хозяин дома, Петушок, признаётся: «Мне сорок лет! Но я молодо выгляжу! У меня своей квартиры никогда не было! Своего дома… Ни разу!.. Я собрал вас всех вместе, потому что у нас есть нечто общее. Вы все… каждый… и я, – мы все, мы – одни»[47]. Пребывание на даче, конечно же, сблизило героев, каждый в этой «игре в серсо» сыграл свою партию. Мотив одиночества в пьесе зазвучит с особой силой, когда к «коммуне» прибьётся некий Кока, человек из прошлого этого дома, и поведает им историю о несостоявшейся по его вине любви, о неизбывном одиночестве во всей последующей жизни. Утопичность затеи Петушка, призрачность созданного героями мира подчёркивается заключительной репликой Валюши: «Мне показалось… я подумала… что именно сейчас мы вместе могли бы жить в этом доме».
Точно так же в «Колее» В. Арро героиня наивно полагает, что достаточно купить круглый стол, «чтобы касаться локтями», повесить над ним старинный абажур, похожий на «купол, венчающий здание», починить давно испорченные часы – и воцарится атмосфера ДОМА, подобного дому Турбиных. Но не случайно в самый «пафосный» момент размечтавшаяся Нелли падает на пол со сломанного стула.
Иногда «заигравшиеся» герои теряют ощущение реальной жизни. Психологический феномен, когда трудно разобраться, где жизнь, а где игра в неё, где герой сам, «настоящий», а где – «играет роль», мы встречали в «Утиной охоте» А. Вампилова. Поствампиловская драматургия исследует многие варианты душевного дискомфорта героев, чаще – интеллигентов, как следствия нравственной атмосферы застойного времени, в которой были все условия для процветания конформизма, «двойной жизненной морали», когда духовный потенциал человека стал обесцениваться, а талант и образованность не всегда оказывались востребованными. Но трудно понять, почему так легко отступают эти люди перед цинизмом, хамством, трезвой житейской логикой; почему этих «увядших» романтиков пытаются «реанимировать», растолкать их же антиподы – прагматики: официант Дима и Саяпин «учат жить» Виктора Зилова («Утиная охота»), «мелкий коммерсант» Олег Потехин – Вадима Коняева и его одноклассниц («Восточная трибуна» А. Галина), демагог и карьерист Ивченко – Бэмса («Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина).
В драматургии «новой волны» эти «антиподы» тоже неоднозначны: не грешники и не злодеи, а практичные люди, предпочитающие пассивному рефлексированию действия, хотя и не всегда «во имя высоких идеалов». Не новичок в работе с драматургией «новой волны», режиссёр Анатолий Васильев откровенно признавался, что самое трудное в «новой современной драме» – это необычный, «размытый» герой. В линии его поведения – отсутствует ходьба на длинную дистанцию Он не сосредоточен на одном направлении, у него много выборов, «большое количество малых поступков и малых реакций». В его жизни «не последнюю роль играет случай»; день соткан из взаимных отталкивающих друг друга общений; нет семьи – есть компания и т. д.[48]
Драматург В. Славкин в своей книге «Памятник неизвестному стиляге» пишет, что прошумевшая в конце 70 – начале 80-х годов «новая волна» драматургии (и в этом её главная заслуга) показала героев «обочины», «не желавших принимать участия в прогрессе застоя»: «С какого-то момента стало ясно, что жизнь этих людей – это и есть народная жизнь, основная жизнь, которую надо изучать и которую надо отражать. А то, что происходит на «магистрали», – это не жизнь. Тоже достойная изучения и отражения, но тут без методов абсурда, гротеска, сюрреализма не обойдёшься, а все эти методы, мягко говоря, не поощрялись»[49].
И в перестроечное время «новая волна» органично вписалась в атмосферу гласности, только стала ещё резче в разоблачении уродливых явлений общественной жизни, которые в застойные времена замалчивались или рассматривались как следствие «тлетворного влияния» Запада, как «их нравы», социалистическому обществу чуждые и с ним несовместимые.
Подытоживая разговор о проблеме героя в драматургии и театре застойного времени, акцентируя внимание на повороте большинства писателей к герою «срединному», человеку «промежутка» (Б. Любимов), «вибрирующему» (И. Дедков) между «ангелом» и «грешником», мы вовсе не хотим сказать, что в эти годы совершенно ушёл из литературы герой «положительный». Он выходил на сцену в страстной драматургической публицистике 70—80-х годов, в «производственной», героико-революционной и политической пьесе. Иногда он говорил с нами из других времён, в которых перед ним, как и перед нами теперь, жизнь ставила остро, драматично вопрос о нравственном выборе, о свободе этого выбора в пользу высоких жизненных идеалов. Поэтому Сократ и Лунин из пьес Э. Радзинского, Геракл из пьесы М. Рощина, Мать Иисуса из драмы А. Володина, герои притчевых пьес Гр. Горина (Тиль, Мюнхгаузен, Свифт) и другие, литературные, мифологические или исторические персонажи в этом смысле – тоже наши современники. Святая для нашего искусства тема – Великая Отечественная война. Ею поверяется уже несколько десятилетий послевоенная жизнь, её герои обращаются к нам со страниц многих пьес современных авторов, напоминая нам, живущим в нынешнем противоречивом, неспокойном мире, о высоком нравственном предназначении человека на земле, гуманизме, ответственности за будущее всего человечества, о патриотическом чувстве. Этих пьес не так много, но написаны они поколением драматургов, на фронтах не воевавших, и это очень важно: жива традиция, память об общенародном подвиге. Об этом – «трагическая повесть для театра» М. Рощина «Эшелон», трагедии З. Тоболкина «Баня по-чёрному» («Сказание об Анне») и «Реквием» А. Дударева, «Площадь Победы» Н. Павловой, «Святая святых» И. Друцэ, «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева и другие произведения нашей многонациональной тогда ещё советской литературы.
Несмотря на то, что «предлагаемые обстоятельства» современной жизни такого героя отодвинули в тень, возвращение его – одна из насущных проблем нашего искусства вообще и театра и драматургии, в частности. Именно об этом напоминал драматургам на VIII съезде писателей в своём докладе Г. Боровик: «Нам нужен активный, деятельный герой, не обязательно идеальный человек, но человек с идеалом, человек активного добра и активной правды, иначе зло становится самоценным. Иначе права получают цинизм и равнодушие». (Литературная газета. 1986. 2 июля). Однако приблизившееся время перестройки, которому сопутствовали процессы крушения многих старых идеалов, демифологизации, свержения идолов прошлого и поисков новой объединяющей общество «национальной идеи» на неопределённый период отодвинуло появление такого героя.

Пьесы драматургов «новой волны»
1. Арро В. Колея: Пьесы. Л., 1987.
2. Галин А. Пьесы. М., 1989.
3. Злотников С. Команда: Пьесы. М., 1991.
4. Казанцев А. Старый дом: Пьесы. М., 1982.
5. Малягин В. В тишине: Пьесы. Стихи. М., 2001.
6. Петрушевская Л. Три девушки в голубом: Сб. пьес. М., 1989.
7. Пьесы молодых драматургов: Сборник. М., 1989.
8. Радзинский Э. Театр. М., 1986.
9. Разумовская Л. Сад без земли: Пьесы. Л., 1989.
10. Рощин М. Спешите делать добро: Пьесы. М., 1984.
11. Славкин В. Взрослая дочь молодого человека: Пьесы. М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: