1. Порядок и способы создания юридических лиц.
2. Государственная регистрация юридических лиц.
3. Реорганизация юридического лица: понятие и способы.
4. Ликвидация юридического лица: понятие и основания.
1.
Создание юридического лица осуществляется по воле его учредителей, в качестве которых могут выступать как частные лица, так и публичные образования. В некоторых случаях законодательством предъявляются дополнительные требования к составу, количеству учредителей. Так, казенное предприятие может быть учреждено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. В соответствии с п. 3 ст. 108 Гражданского кодекса РФ число членов производственного кооператива не должно быть менее пяти.
Традиционно различают два способа создания юридических лиц:
§ нормативно-явочный (заявительный) порядок и
§ разрешительный порядок.
Большинство юридических лиц создаются в нормативно-явочном порядке. При этом не требуется разрешение органов государственной власти. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации юридического лица, за исключением случаев нарушения формальных требований, предъявляемых при регистрации юридических лиц. При разрешительном порядке необходимо получение разрешения органов государственной власти. В настоящее время такой порядок применяется в отношении банков, страховых организаций, юридических лиц, претендующих на занятие доминирующего положения на рынке.
2.
Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных вышеназванным законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, а именно:
§ непредставления необходимых для государственной
регистрации документов;
§ представления документов в ненадлежащий регистрирующий
орган.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а
также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
3.
Законодательством определены две формы прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.
Реорганизация юридического лица - это прекращение юридического лица (юридических лиц) с правопреемством (переходом прав и обязанностей от одного лица к другому). Исключение составляют случаи выделения, когда юридическое лицо не прекращает свою деятельность.
Реорганизация и ликвидация юридического лица как и создание требуют государственной регистрации. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Реорганизация осуществляется в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (например, общество с ограниченной ответственностью преобразовывается в открытое акционерное общество).