Ведение таможенной статистики внешней торговли и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)

Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли России являются нормы ТК РФ (п. 11 ст. 10, статьи 212 - 215).

К целям ведения таможенной статистики внешней торговли ст. 212 ТК РФ относит:

• обеспечение высших органов государственной власти и иных государственных органов, определяемых законодательством, информацией о состоянии внешней торговли РФ;

• контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, сборов и некоторых налогов;

• валютный контроль;

• анализ состояния и развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов.

За правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики, которые одновременно являются нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК РФ.

Правовая основа ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) установлена ТК РФ (п. 12 ст. 10, статьи 216 - 218).

ТН ВЭД является национальной производной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), разработанной международной организацией - Советом таможенного сотрудничества. Вступление ГС в силу с 1 января 1988 года оформлено Конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которая была подписана 52 сторонами, которые взяли на себя обязательство публиковать в доступной форме статистику внешней торговли в соответствии с шестизначным цифровым кодом ГС либо (по собственной инициативе) сверх этого уровня. Девятизначный код ТН ВЭД состоит из следующих элементов:

первые шесть цифр означают код товара по ГС;

те же шесть цифр плюс седьмая и восьмая цифры образуют код товара

по Комбинированной номенклатуре Европейского союза (КН ЕС);

девятая цифра предназначена для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов РФ.

Ведение ТН ВЭД является одной из основных функций таможенных органов. В ст. 216 ТК РФ раскрывается содержание деятельности таможенных органов в рамках ведения ТН ВЭД:

слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, включая международные пояснения, а также другие решения по толкованию этой основы; приведение ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой;

опубликование ТН ВЭД;

разработка и утверждение пояснений и других решений по толкованию ТН ВЭД, а также обеспечение их опубликования; осуществление иных функций, необходимых для ведения ТН ВЭД.

Таможенный контроль

Таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики государства и представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ по обеспечению соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Основная цель осуществления таможенного контроля заключается в выявлении с помощью различного рода проверок соответствия проведенных таможенных операций и действий таможенному законодательству, соблюдения физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенной деятельности, установленных таможенных правил и процедур.

В. соответствии со ст. 180 ТК РФ таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ "путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ". Возможны и иные формы таможенного контроля, подчеркивается в указанной статье, предусмотренные ТК РФ и иными актами законодательства РФ.

Можно выделить следующие методы контроля:

• обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;

• таможенный контроль во время движения транспортного средства;

• сплошной таможенный контроль, когда используются все его формы, предусмотренные ТК РФ;

• выборочный таможенный контроль (ст. 187 ТК РФ), заключающийся в применении выборочных форм таможенного контроля и характеризующийся наибольшей демократичностью.

При проведении таможенного контроля могут применяться и другие методы контроля, в том числе разрешается использование различных специальных технических средств, химических приборов и т. п.

Таможенный контроль можно классифицировать в зависимости от его предмета на таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.

В зависимости от формы осуществления таможенный контроль подразделяется на проверку необходимых для таможенных целей документов на товары и транспортные средства; осмотр товаров и транспортных средств; досмотр товаров и транспортных средств.

В зависимости от направления движения товаров различается таможенный контроль импортных (ввозимых на территорию России), экспортных (вывозимых с территории России) и транзитных (перемещаемых через территорию России) товаров.

Таможенный контроль транспортных средств определяется их видом: таможенный контроль морских судов; таможенный контроль речных судов, таможенный контроль воздушных судов, таможенный контроль железнодорожных средств; таможенный контроль автотранспортных средств.

Личный досмотр

Исключительной формой таможенного контроля является личный досмотр, предусмотренный ст. 189 ТК РФ. Он может проводиться только в том случае, если у таможенного органа, на который возложен контроль за исполнением российского законодательства о таможенном деле, имеются достаточные основания предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу России или находящееся в зоне таможенного контроля, транзитной зоне экспорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, которые являются объектами нарушения российского законодательства или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Решение о проведении личного досмотра принимает начальник таможенного органа или лицо, замещающее его в установленном порядке.

На должностное лицо таможенного органа, которое будет проводить личный досмотр, таможенное законодательство возлагает обязанность перед проведением досмотра объявить физическому лицу о принятом решении, разъяснить права и обязанности, которыми пользуется досматриваемый, и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинскими работниками.

Помещение, в котором производится личный досмотр, должно исключать доступ в него других физических лиц, а также возможность наблюдения ими за проведением досмотра.

О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, устанавливаемой ФТСРФ. Он подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившего досмотр, досмотренным физическим лицом, понятыми и медицинским работником в случае, если в ходе досмотра проводилось обследование тела досматриваемого.

Физическое лицо, в отношении которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в составляемом протоколе.

Валютный контроль

Правовой основой валютного контроля являются ТК РФ и Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", который определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, устанавливает полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Участники валютного рынка - физические и юридические лица - могут выступать в качестве резидентов и нерезидентов. К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, местонахождением в РФ;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, местонахождением в РФ;

• дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами России;

• филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами РФ. Нерезидентами являются:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, местонахождением за пределами РФ;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, местонахождением за пределами РФ;

• находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

• филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в РФ.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций как резидентами, так и нерезидентами.

Под валютными операциями в российском законодательстве понимаются:

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных

ценностей;

осуществление международных денежных переводов;

расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти (Минэкономразвития России, МНС России, таможенные органы РФ), а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.

Правительство РФ обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Система валютного контроля в таможенной сфере включает в себя: валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: