Свободная таможенная зона (свободный склад)

Свободная таможенная зона (свободный склад). В соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

При этом согласно пункту 1 ст. 438 ТК РФ глава 12 ("Свободная таможенная зона. Свободный склад") ТК РФ 1993 года утрачивает силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада), а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада до 1 января 2004 года, применение таможенного режима свободного склада после введения в действие ТК РФ допускается до истечения срока действия лицензий, выданных до 1 января 2004 года, но не более чем до срока завершения инвестиционных проектов (пункт 3 ст. 439 ТК РФ).

Таким образом, по действующему законодательству свободная таможенная зона и свободный склад — два самостоятельных таможенных режима.

Свободная таможенная зонатаможенный редким, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных платежей (иностранныеввозных, российскиевывозных), а также применения к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Содержание института свободной таможенной зоны заключается, прежде всего, в создании льготного режима таможенного налогообложения в пределах границ определенной территории, что для российского законодательства достаточно ново. И хотя такая модель была предусмотрена еще ТК РФ 1993 года, тем не менее ее реализация начинается лишь с 1996 года в соответствии с ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Далее, в 1999 году вступает в силу ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Кроме того, во исполнение отдельных положений ТК РФ, а также перечисленных федеральных законов Правительством РФ и ФТС создаются ряд подзаконных документов, регламентирующих порядок таможенного оформления и контроля товаров, ввезенных на территории особых экономических зон, имеющих одновременно статус свободных таможенных зон.

Таким образом, основными документами, регулирующими вопросы функционирования в РФ свободных таможенных зон, являются:

— ТК РФ (глава 12);

— ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области";

— ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";

— постановление Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 526 "Об установлении на 2000—2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области"1;

— распоряжение ГТК России от 31 декабря 1998 г. № 01-14/ 1365 "Об утверждении Порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области";

— приказ ГТК России от 30 ноября 1999 г. № 829 "О порядке определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Магаданской области".

Несмотря на, казалось бы, существующую последовательность источников регулирования режима свободной таможенной зоны (кодекс — закон — постановление — распоряжение — приказ), как производного от общего правового режима Особой экономической зоны, данный институт требует серьезных корректировок.

Дело в том, что между положениями, например, ТК РФ и специальными законами существует ряд явных противоречий, разрешаемых на практике в пользу последних. Так, часть 1 ст. 79 ТК РФ запрещает розничную продажу товаров, ввезенных в режиме свободной таможенной зоны. В то же время часть 1 пункта 2 ст. 6 ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" допускает такую продажу.

Статья 85 ТК РФ устанавливает, что ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое ввезло товар в свободную таможенную зону. Вместе с тем очевидно, что при переходе права собственности на товар, например, на основании его продажи, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, во владении (пользовании и распоряжении) которого товар находится. Так, если физическое лицо приобрело легковой автомобиль (ранее ввезенный в режиме свободной таможенной зоны), то при вывозе этого автомобиля на остальную территорию РФ вся ответственность за уплату таможенных платежей ложится не на организацию, которая поместила автомобиль в режим свободной таможенной зоны и впоследствии пустила его в розничную продажу, а на нового собственника (владельца и пользователя) транспортного средства.

Можно также отметить отдельные нормы, которые явно не стыкуются с действующим положением вещей. Например, часть 3 ст. 81 ТК РФ определяет, что возведение зданий, строений и сооружений в свободной таможенной зоне допускается по согласованию с таможенным органом РФ. Однако территория Калининградской области составляет 15,1 тыс. кв. км, а территория Магаданской области 461,4 тыс. кв. км. Отсюда вполне закономерный вопрос необходимости и целесообразности такого согласования.

Поэтому выход из сложившейся ситуации заключается в создании общего закона об особых экономических зонах, определяющего в том числе порядок применения таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). Данный подход основан на том, что свободная таможенная зона представляет собой одну из составляющих института особой экономической зоны, сфера деятельности которого распространяется и на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Не исключена также вероятность принятия специального (локального) документа, определяющего действие правового режима особой экономической зоны на территории конкретного региона (производственного предприятия, морского порта) и учитывающего местные особенности (географическое расположение, инфраструктура, уровень экономического развития, специализация производства и другие факторы).

Обратимся к применяемым в настоящее время положениям, регулирующим режим свободной таможенной зоны, разделив при этом Калининградскую область и Магаданскую область.

Калининградская область — под свободной таможенной зоной понимается вся территория Калининградской области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ (военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности), а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Ввоз товаров в режиме свободной таможенной зоны.

1. Таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, производится в таможенном органе, расположенном на территории Калининградской области, в регионе деятельности которого находится их получатель либо его структурное подразделение.

2. Товары, ввозимые в Калининградскую область в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных платежей.

3. Таможенный режим свободной таможенной зоны не применяется в отношении:

— товаров, ввозимых на территорию объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ (военные базы, воинские части, объекты оборонной промышленности), объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ;

— товаров, ввозимых в количестве, превышающем установленные ограничения;

— российских товаров, ввозимых на территорию Калининградской области с остальной части таможенной территории РФ;

— товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами не для коммерческих целей.

4. Пользование и распоряжение товарами, ввозимыми на территорию Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны, допускается в любых целях, но только в пределах Калининградской области.

5. Лица, осуществляющие операции с товарами, помещаемыми и помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, ведут учет таких товаров.

Ввоз товаров, находящихся на территории Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны., на остальную территорию РФ.

1. При ввозе на остальную территорию РФ товаров, ранее ввезенных на территорию Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны и оставшихся в неизменном состоянии (кроме изменений, обусловленных естественным износом либо убылью), а также товаров, подвергшихся переработке на территории Калининградской области, но не являющихся происходящими с территории Калининградской области, необходимо произвести таможенное оформление в соответствии с порядком, предусмотренным для товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения. При этом применяются ставки таможенных платежей, а также курсы иностранных валют, действующие на день принятия таможенной декларации, оформляемой в режиме выпуска для свободного обращения, а таможенная стоимость декларируемых товаров применяется определенная на момент помещения товаров в режим свободной таможенной зоны. Таможенное оформление осуществляется в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель либо его структурное подразделение.

2. При ввозе на остальную территорию РФ товаров, произведенных в Калининградской области, что подтверждается сертификатом о происхождении, таможенные платежи не взимаются.

3. При ввозе приобретенных физическими лицами товаров, ранее помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории Калининградской области на остальную часть территории РФ подлежат уплате таможенные платежи в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, в части, касающейся ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ физическими лицами.

Таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ, осуществляются таможенными органами, расположенными на территории Калининградской области.

Вывоз товаров со свободной таможенной зоны в Калининградской области за пределы территории Российской Федерации.

При вывозе товаров, находящихся в режиме свободной таможенной зоны, за пределы территории РФ такие товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с заявляемым таможенным режимом при освобождении от уплаты таможенных платежей.

Магаданская область — под свободной таможенной зоной в Магаданской области понимается территория, расположенная в административных границах города Магадана.

Хотя Магаданская область тоже имеет статус свободной таможенной зоны, тем не менее есть ряд отличий применения режима по сравнению с Калининградской областью.

Первым таким отличием является территория, на которой действует режим свободной таможенной зоны. Для Магаданской области это только территория города Магадана.

Следующее отличие — субъекты, имеющие право применения режима свободной таможенной зоны. Применение таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области допускается только участниками Особой экономической зоны. Под участниками Особой экономической зоны понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории города Магадана. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства участников Особой экономической зоны, выданные администрацией города Магадана, а также осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75 процентов основных фондов на территории Магаданской области.

Если ввозимые в режиме свободной таможенной зоны иностранные товары (кроме подакцизных) используются участниками Особой экономической зоны для собственных производственных нужд и в пределах территории Магаданской области, то на такие товары также в полной мере распространяются положения режима свободной таможенной зоны. При этом таможенные органы осуществляют последующий контроль за целевым использованием товаров.

Ввоз товаров в режиме свободной таможенной зоны в Магаданской области в настоящее время не предусматривает и количественных ограничений.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 45 Приложения 20 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" приостановлено действие льгот в части уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых из-за рубежа на территорию свободной таможенной зоны в Магаданской области (то же относится к подакцизным товарам, ввозимым в режиме свободной таможенной зоны на территорию Калининградской области). Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 504 "Об утверждении перечня товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области из других стран, к которым в 2000 году не применяется таможенный режим свободной таможенной зоны, действующий на указанной территории" в целях защиты местных товаропроизводителей был утвержден перечень ввозимых из-за рубежа товаров, к которым режим свободной таможенной зоны не применялся. К таким товарам, в частности, относятся рыба и морепродукты, молоко и молочная продукция, яйца, овощи, макаронные изделия, алкогольная продукция.

Допускается перемещение транспортных средств (ранее ввезенных из-за рубежа и находящихся в режиме свободной таможенной зоны) в пределах административной границы Магаданской области, то есть за пределы города Магадана на остальную часть Магаданской области без таможенного оформления, изменения таможенного режима свободной таможенной зоны и взыскания таможенных платежей при соблюдении условия, что транспортные средства зарегистрированы в подразделениях ГИБДД Магаданской области. При этом в паспорте транспортного средства таможенным органом (в графе "Особые отметки") делается запись: "Эксплуатация разрешена только в Магаданской области". В отношении подакцизных транспортных средств, ввезенных в режиме свободной таможенной зоны до 1 января 2000 года, в случае их ввоза на остальную территорию Магаданской области подлежат уплате акциз и налог на добавленную стоимость, условно начисленные при таможенном оформлении указанных транспортных средств в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

И еще одна отличительная особенность — это внешнеторговые операции с драгоценными металлами, на которые режим свободной таможенной зоны в Магаданской области не распространяется. Кроме того, запрещен также ввоз товаров, использование которых в производственной или иной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, не являющимися участниками Особой экономической зоны.

В остальном порядок таможенного налогообложения при осуществлении операций с товарами, находящимися в режиме свободной таможенной зоны в Магаданской области, а также порядок определения страны происхождения товаров1 аналогичны тем, которые действуют применительно к режиму свободной таможенной зоны в Калининградской области.

С точки зрения практики применения режим свободной таможенной зоны имеет положительные результаты, обусловленные не только стабилизацией, но и некоторым развитием производственных мощностей соответствующих регионов России. Так, например, за первые шесть месяцев действия Закона РФ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (июнь — декабрь 1999 года, по сравнению с аналогичным периодом январь — июнь 1999 года) наблюдался прирост в сфере промышленного и непроизводственного производства (промышленной продукции на 27%, пищевой рыбной продукции на 23%, потребительских товаров на 31%).

Кроме того, отметилось увеличение поступления инвестиций в основной капитал предприятий, что предполагает наличие у последних дополнительной прибыли (за счет высвобождаемых от уплаты таможенных платежей сумм) и перспективы дальнейшего развития производства. Возросли масштабы капитального строительства на территории Магаданской области. Сокращены объемы производства сельскохозяйственной продукции как за счет появившейся возможности использования импортной продукции, так и за счет снижения стоимости транспортировки аналогичной продукции, ввозимой с остальной территории РФ, чему во многом способствует импортное топливо, ввозимое на территорию города Магадана в льготном порядке. Увеличился оборот розничной торговли (в результате изменения конъюнктуры цен, уровня и структуры спроса).

В качестве основных категорий товаров, ввозимых в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в Магаданской области, можно отметить следующие виды:

— горнодобывающее оборудование и его части;

— дизельное топливо и различные смазочные масла;

— автотранспортные средства;

—- электрическое оборудование и его части;

— мясные продукты;

— фрукты;

— жиры, масла животного и растительного происхождения.

Во многом аналогичен перечень товаров, ввозимых в свободную таможенную зону на территории Калининградской области. Это такие, как транспортные средства, продукты питания (мясо, крупы, рыба), электроника.

Как несложно заметить, влияние режима свободной таможенной зоны на развитие конкретного региона весьма значительно. Однако не следует и преувеличивать значение режима, поскольку ввоз из-за рубежа готовой продукции может ослабить местную промышленность и превратить территорию свободной таможенной зоны в рынок сбыта иностранного товара. Представляется наиболее целесообразным применение положений рассматриваемого режима избирательно (применительно к отдельным отраслям производства либо торговым операциям), в пределах определенных временных квот, необходимость продления которых должна быть экономически обоснована с учетом конкретных показателей и аргументированных прогнозов.

Свободный склад — таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию РФ (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентное, выпускаемых в дальнейшем для свободного обрагцения на таможенной территории РФ.

Иностранные товары (при их ввозе на территорию РФ), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для свободного обращения на таможенной территории РФ), освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных платежей.

При реализации на территории РФ произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов подлежат уплате налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Следует сразу оговориться, что в настоящее время в РФ свободный склад действует только применительно к автомобильному производству, то есть специализированный свободный склад производственного типа. Вообще специализация свободных складов производственного типа может быть многогранна, подобно разновидностям операций по переработке товаров. Кроме того, свободные склады могут иметь значение не только складов производственного, но и торгового типа.

Регулирование режима свободного склада:

— ТК РФ (глава 12);

— Указ Президента РФ от 5 февраля 1998 г. № 135 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности";

— постановление Правительства РФ от 23 апреля 1998 г. № 413 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности".

Порядок создания и ликвидации свободного склада.

Для создания свободного склада необходимо получить лицензию. Лицензия выдается ГТК России российской коммерческой организации на основании решения Правительства РФ. В свою очередь, предложение о создании свободного склада вносится в Правительство РФ Министерством экономического развития и торговли РФ на основании заключенного крупномасштабного инвестиционного проекта. Предельный срок действия режима свободного склада по каждому инвестиционному проекту составляет 7 лет. Минимальный срок действия режима (с учетом критериев оценки инвестиционного проекта) не должен быть менее 5 лет.

В соответствии с инвестиционным проектом и бизнес-планом российской коммерческой организацией подготавливается инвестиционное соглашение.

Бизнес-план должен содержать состав затрат на производство средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (произведенных на территории свободного склада) по элементам с выделением стоимости сырья, материалов и комплектующих изделий, не происходящих с территории РФ.

Основаниями прекращения действия режима свободного склада могут служить:

— истечение срока действия лицензии;

— волеизъявление владельца свободного склада (до истечения срока действия лицензии);

— отзыв лицензии;

— аннулирование лицензии;

— вывоз товаров со свободного склада и их помещение под иной таможенный режим.

Находящиеся на ликвидируемом складе товары подлежат помещению под иной таможенный режим (за исключением случаев ликвидации на основании аннулирования лицензии), при этом таможенная стоимость таких товаров определяется на дату принятия декларации с заявленным новым таможенным режимом (выпуск для свободного обращения либо иной режим).

Аннулирование лицензии осуществляется ГТК России на основании решения Правительства РФ. При аннулировании лицензии товары, ранее ввезенные из-за рубежа и находящиеся на свободном складе, подлежат повторному таможенному оформлению в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения. В этом случае таможенная стоимость таких товаров определяется на дату их помещения на свободный склад.

Порядок помещения товаров на свободный склад, ведения производственной деятельности и ввоза средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов на таможенную территорию РФ.

1. Ввозимые на территорию свободного склада иностранные товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных платежей. Не требуется также и принятия мер по обеспечению уплаты таможенных платежей.

К таким товарам относятся отдельные комплектующие элементы, используемые для изготовления средств автомобильного транспорта. Причем минимальный (обязательный) перечень таких элементов определен Правительством РФ. К таким товарам, в частности, относятся:

— кузов в сборе;

— двигатель с трансмиссией;

— радиатор;

— колеса ходовые в сборе;

— передние полуоси (передняя подвеска);

— задняя подвеска;

— аккумулятор;

— амортизаторы передней и задней подвесок; ""— выхлопная система;

-— комплект крепежных деталей.

Данный перечень может уточняться решением Правительства РФ по предложению Министерства экономического развития и торговли РФ, а также ФТС для конкретного инвестиционного проекта.

2. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные на свободных складах, считаются происходящими из РФ, если соблюдается стоимостной минимум доли российских затрат в себестоимости готовой (конечной) продукции.

Доля затрат на производство средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных на территории РФ, определяется как процентное отношение разницы между себестоимостью товарной продукции и стоимостью учтенных при ее определении иностранных товаров (сырья, материалов, комплектующих изделий и услуг), а также товаров не российского происхождения, приобретенных у российских коммерческих организаций, к себестоимости готовой продукции. Схематично такой расчет производится по следующей формуле:

Доля российских затрат (в себестоимости конечной продукции) = (себестоимость готовой продукции (автомобиль) - стоимость иностранных товаров и услуг): себестоимость готовой продукции X 100%.

Документом, подтверждающим происхождение средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов с территории РФ, является сертификат происхождения товара, который выдается таможенным органом РФ.

3. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из РФ, не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада на остальную территорию РФ, если соблюдаются количественные ограничения — квоты, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ, по вывозу готовой продукции со свободного склада.

4. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые российскими товарами, однако выпускаемые с превышением установленных квот, подлежат таможенному налогообложению в части такого превышения. В этом случае подлежат уплате таможенные платежи только в отношении иностранных комплектующих (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент их помещения в режим свободного склада.

5. При выпуске со свободного склада готовой продукции, не отвечающей критериям происхождения, подлежат уплате таможенные платежи в отношении комплектующих иностранного происхождения (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент выпуска со свободного склада готовой продукции.

Контроль соблюдения положений режима свободного склада.

Российская коммерческая организация (держатель лицензии), реализующая инвестиционный проект, ежегодно представляет в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и ФТС отчет о доле затрат на производство в РФ средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов. Отчет должен быть заверен налоговым органом. К отчету прилагаются:

— сведения о фактических инвестициях в реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта;

— сведения об объемах выпуска и степени освоения технологического процесса изготовления средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов;

— отчет о фактическом использовании квот с указанием сумм таможенных платежей, не уплаченных в результате предоставления льгот.

И далее, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и ФТС на основе анализа представленных владельцем свободного склада документов вносят в Правительство РФ согласованные предложения о размерах квот на очередной период реализации инвестиционного соглашения.

Контрольные вопросы:

1. Какие можно выделить общие признаки таможенных режимов переработки?

2. Чем отличается таможенный режим переработки на таможенной территории от таможенного режима переработки для внутреннего потребления?

3. Порядок исчисления таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки.

4. Какой из таможенных режимов переработки предусматривает возможность передачи разрешения на переработку товаров другому лицу?

5. Какие возможны операции с товарами, помещенными под таможенный режим временного ввоза?

6. Что понимается под частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в режиме временного ввоза товаров?

7. В каком порядке исчисляются таможенные платежи при изменении таможенного режима временного ввоза на таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения)?

8. Какие возможны правовые последствия в случае повреждения, утраты или уничтожения временно ввезенных в РФ товаров?

9. В чем заключается экономический интерес от использования режима таможенного склада?

10. Какие факторы могут обусловливать особенности функционирования таможенных складов?■рщающие и специальные таможенные режимы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: