Педагогические технологии - совокупность методов, средств, приемов, используемых в общении для достижения положительного результата обучения.
Педагогическая технология - поиск ответа на вопрос «как учить всех всему результативно». Понятие «пед. технология» возникло в сер. 20 в. Причины по которым активизировался процесс поиска пед. технологий: обучение в современных условиях носит массовый характер требования к качеству обучения растут, уровень обучения для всех учеников повышается, а диапазон индивидуальных отличий детей огромен, таким образом, условия в школах усредненные.
Уровни пед. технологий:
1) общепедагогический уровень (создается общепед. технология, кот. даст общ. представление о целостном процессе в определенном регионе на опред. этапе); 2) частно-методический - предметный (пед. технология употребляется в значении «методика» - совок-ть средств, мет0дов по реализации опред. содержания в рамках одного предмета); 3)локальный=модульный (решение частных дидактических задач).
|
|
Характеристика педагогической технологии:
1) концептуальная основа (осн. теоретич. идея. Напр., раздельное обучение мал. и дев.);
2) соцсржательная часть обучения (цели обучения - общие и конкретные);
3) процессуальная часть (организация уч. процесса, методы и формы уч. дсят-ти пик-ков).
Критерии пед. технологий:
Пед. технологии:
1) технология трансформирования ЗУН (традиционная):
передача информации от учителя к ученику,
репродукция учениками полученных знаний,
° основа - классно-урочная система; активная
деятельность учителя и пассивная - учеников.
2) технология поэтапного формирования умственных действий (основная теория П.Я. Гальперина) включает:
осознание схемы основы действия,
непосредственное выполнение действия,
варианты более сложных действий,
переход от внешней формы изложения к внутренней,
любое полученное действие выполняется самостоятельно, т.е. умение переходит в навык.
3) технология коллективного взаимообучения (авторы А. Г. Ривин и В.К. Дьяченко): осн. умение уч-ля – сочетать коллективы. и инд. формы работы со школьниками.
Этапы: подготовительный (должны форм-ся умения ориентироваться в пространстве, умение слушать и слышать партнера, работать в шумовой среде, находить нужную информацию в доп. источниках, умение переведить образ в слово и слово в образ) и ознакомительный (общие правила игры, способы взаимодействия в группах), это обучение в подвижных парах, включает в себя взаимообучение и взаимоконтроль.
4) технология полного усвоения (Дж. Керолл и Б. Блум):
цель - реорганизация классно-урочн. системы. Они пытаются достичь полного усвоения знаний всеми уч-ми. Контроль но двубальной системе (зачет-незачет). Ученик, который не справляется, должен иметь альтернативу. Ориентация на небольшие кол-вы и использование индивидуальных форм работы.
|
|
5) технология развивающего обучения (Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, В. Репкин):
При развивающем обучении учитываются: главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают и развиваются в этом возрастном периоде; ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований; солержание и способы совместного осуществления этой деятельности;взаимосвязи с другими видами деятельности; система методик, позволяющая определять уровни развития новообразований.
Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося. Обесп-е условий для такого превращения является осн. целью развив. обуч-я, которая принципиально отличается от цели традиц. школы - подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в обществ. жизни. Фундаментом структуры содерж-я каждого предмета является система понятий, которые исчерпывают основы данной науки. Введение этих понятий в обучение осуществляется в опред. последовательности. начиная с базовых понятий. (Напр, в рус. яз. обуч-е начинается с введения понятий «звук» -«буква» - «фонема», над которыми потом «настраиваются» «слово» - «словосочетание»-«предложение» - «текст». Подобная система понятий и создает фундамент для изучения и оперирования любой лингвистической системой. В результате такого обучения у школьников формируется система понятий, которая определяет логику и развитие данной области знаний. Обучение осуществляется путем последовательной постановки перед ребенком ряда учебных задач, которые требуют усвоения понятий. Информация в готовом виде не подается. В процессе решения задачи ребенок сам организовывает свою познавательную и учебную деятельность, одновременно усваивая знания и разрабатывая собственные способы работы. Процесс разрешения задачи каждым ребенком включается в коллективную деятельность класса, которая, в конце концов, обеспечивает нахождение и усвоение оптимального для данной задачи обобщенного способа дент-ти. В своей учебной деят-ти ребенок находится в состоянии постоянной рефлексии: для него важно не только то, «что» я делаю, не и «как», «какими способами» я это делаю. Технология проблемно-модульного обучения (материал дается укрупненными блоками, составляются мини-учебники, исп-ся рейтинговые шкалы, оценки усвоения). Технология М. Монтессори (итал. педагог, кот. основала систему работы с детьми на идеях свободного воспитания). Ведущие пед. идеи: каждый ребенок от рождения наделен ему одному присущим потенциалом развития, кот. может быть реализован только в собственной дея-ти ребенка. Задача педагога - создать среду, облегчающую ребенку раскрытие собственного потенциала.
Монтессори определила 3 этапа развития:
1) до 6 лет (период «впитывающего сознания», языкового, сенсомоторного развития).
Педагог организует среду, в кот. нах-ся специальные материалы, с кот. ребенок развивает свою сенсорную сферу, формирует практич-е навыки);
2)от 6 до 9 лет (ребенок - исследователь, познает мир с помощью воображения);
3) от 9 до 12 лет (ребенок - ученый). Вместо классно-урочной системы - свободная работа детей в развивающей среде (рефлексивный и дилактический круги), погружение в отдельные области знаний на третьем году и творческие студии-мастерские.